Прямые и косвенные налоги

Рейтинг лучших брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место! Самый честный брокер бинарных опционов. Гарантия надежности и контроль качества!
    Отличный вариант для начинающих и средне-опытных трейдеров! Бесплатное обучение и демо-счет!
    Получите свой бонус за регистрацию:

Прямые и косвенные налоги

Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки уменьшить количество налогов пока ни имели успеха. Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам.
Они классифицируются:

— по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

— по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

— по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

— по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль и т.д.);

— по целевому назначению налога (общие, специальные).

В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

Список самых удобных платформ брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место! Самый честный брокер бинарных опционов. Гарантия надежности и контроль качества!
    Отличный вариант для начинающих и средне-опытных трейдеров! Бесплатное обучение и демо-счет!
    Получите свой бонус за регистрацию:

Специальные налоги имеют целевое назначение
(отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.д.).

Состав налогов отечественной налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам:

— полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм

Существующие налоги в зависимости от подходов к их классификации можно подразделить на несколько видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и физические лица и т.д. При этом сказать, что самая широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на .группы. Это прямые и косвенные.

Прямые налоги — те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Преимущество прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям — размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом — платежеспособности. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги — это те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость — НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др. налоги.).

Акцизы — вид косвенных налогов, аналогичный налог с продаж, но распространяются на избыточные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика и т.д.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

Преимущество косвенных налогов состоит в их небольших размерах по сравнению с прямыми налогами, их легче собирать, т.к. они определяются уровнем розничной или оптовой продажи.

Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные — большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что прямые налоги — это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

В Российской Федерации все налоги разделены на три группы; в зависимости от того, кто взимает налог и куда они поступают.

— налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.

Федеральные налоги взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. При этом все суммы сборов от 6 до 14 федеральных налогов (в структуре федеральных налогов — это первые шесть) должны зачисляться в федеральный бюджет РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отличаются Налоговым Кодексом. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Кодексом.

Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

Из местных налогов (а их всего 22) обязательны только 3 — на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, Занимающихся предпринимательской деятельностью. Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым Кодексом.

Налоги на прибыль представляют собой снижающуюся статью доходов правительства, поэтому в настоящее время в развитых странах рассчитывают на прогрессивные подоходные налоги. Данный налог контрастирует со строго пропорциональным налогом, при котором все налогоплательщики платят одинаковую часть своего дохода. Регрессивный налог отбирает большую долю дохода у бедных семей, чем у богатых.
Налог называется пропорциональным, прогрессивным, или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом. Налог считается: прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей. Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Пропорциональный налог, забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

Анализ основных видов налогов

Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход — это общая сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные, рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы — необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей (в РФ — каждому из родителей на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.
Таким образом,
Облагаемый доход = Валовой доход — Вычеты
При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится опасность снижения трудовой активности людей.
Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.
Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции — 75% , в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.
Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 — 70% налога.
В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.
Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран прогрессивным налогом.
Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов.
Подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, объединений, организаций, корпораций и т.д. Подоходным налогом облагается балансовая прибыль. Ставки налогообложения устанавливаются законодательным путем.
В США налогообложение прибыли корпораций регулируется Законом о налоговой реформе 1986 г. В соответствии с этим законом существенно снижена максимальная ставка налога на прибыль корпораций и уменьшена степень прогрессивности налогообложения. Максимальная ставка понизилась с июля 1987 г. с 46% до 40%, а с июля 1988 г. — до 34%.
Вместо четырехразрядной шкалы ставок на доходы до 100 тыс. долл., действовавшей ранее, с 1988 г. вводятся лишь две ставки — в 15% на первые 50 тыс. долл. и 25% на следующие 25 тыс. долл. Сверх этой суммы действует максимальная ставка — 34%. Эти изменения уменьшили объем выплачиваемых корпорациями налогов за 1987-1991 гг. на 116.7 млрд. долл.
Реформой 1986 г. сохранен ряд важных налоговых преференций корпорациям, но отменена, например, социальная налоговая льгота на новые инвестиции, действующая в той или иной форме почти во всех развитых капиталистических странах.
Акцизы — вид косвенных налогов, аналогичный налогу с продаж, но распространяется на избранные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика, услуги по путешествиям, на театральные билеты и т.д.).

Налог на добавленную стоимость. Впервые введен во Франции в 1954 г. Используется в США, Великобритании и др. Налог на добавленную стоимость взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товара, таким образом, в исчислении продажной цены исключается так называемый “двойной счет”. Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт.
Многие страны используют НДС в качестве важного источника дохода. Следует отметить, что НДС сдерживает потребление. Можно избежать уплаты НДС, направляя большую часть средств в сбережения, а не на потребление. Известно также, что сбережения (средства высвобождаемые из потребления) будут высвобождать ресурсы из производства потребительских товаров и, таким образом, сделают их доступными для производства товаров производственного назначения.
С 1992 года в РФ, вместо налога с оборота, введен налог на добавленную стоимость, который составлял 28% , а с 1993 года он равен 20% от стоимости реализованных товаров и услуг.
В 1994 году, кроме налога на добавленную стоимость, введен специальный налог с предприятий, учреждений, организаций для финансовой поддержки и обеспечения устойчивой работы предприятий важнейших отраслей в размере 3% от налогооблагаемой базы, установленной для налога на добавленную стоимость.

Прямые и косвенные налоги: отличия, таблица сравнений,

Российская налоговая система включает в себя определенный набор налоговых обязательств, подразделяющихся на прямые и косвенные. Данная классификация определяется порядком взимания налога:

  • Для прямых – налоговое бремя ложится на самого плательщика;
  • Для косвенных – налоговая нагрузка приходится на конечных потребителей, которые уплачивают налог государству через посредника.

Виды налогов (прямые и косвенные налоги)

Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.

То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.

Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.

Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.

Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом. Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране.

Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).

Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Отличия прямых налогов от косвенных

Показатель Прямые Косвенные
Носитель налоговой нагрузки Плательщик налога Конечный потребитель
Взаимосвязь с государством Прямая Через посредника (продавца или производителя)
Объект, облагаемый налогом Собственное имущество, доходы различного характера Реализуемые ценности, услуги, работы
Факторы, оказывающие влияние на величину налога Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности Зависят напрямую Не зависят
Сложность расчета Сложные Простые
Уровень собираемости Высокий Низкий
Участие в ценообразовании Включаются в цену на стадии производства Включаются в цену на стадии реализации
Степень открытости Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты)
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Таблица прямых и косвенных налогов

Вид налога Наименование
Прямые налоги для юрлиц На:
  • Прибыль;
  • Имущество;
  • Транспорт;
  • Землю;
  • Игорный бизнес;
  • Водные ресурсы;
  • Полезные ископаемые (их добычу);
  • Доходы работников
Прямые налоги для физлиц На:

  • Полученные доходы;
  • Имущество;
  • Автомобильный транспорт;
  • Землю;
  • Водные ресурсы
Косвенные налоги
  • На добавленную стоимость;
  • Пошлины различного характера;
  • Акцизы
  • Социальные начисления

Примеры прямых налогов

Имущественные

  • на имущество юрлиц – вычисляется от среднегодового стоимостного показателя движимых и недвижимых объектов, имеющихся в собственности организации (в ряде случае для недвижимых объектов применяется кадастровая стоимость), подлежит перечислению в бюджеты российских регионов;
  • на имущество физлиц – определяется на основе стоимости имеющихся у граждан недвижимых объектов, относится к местным налогам;
  • на земельные объекты – взимается с юрлиц и физлиц при наличии в собственности земельных наделов в соответствии с определенной для них кадастровой стоимостью, подлежит перечислению в бюджеты местного типа;
  • на транспортные средства – еще один региональный налог, удерживаемый с владельцев ТС – конкретных граждан и организаций;
  • на водные объекты – налоговое бремя носит пользователь акватории и водозабора, налог платится в бюджет федерального значения;
  • на добываемые полезные ископаемые – вычисляется на основе их стоимостного или натурального показателя, относится к федеральным налогам;
  • на игорный бизнес – применяется к казино, букмекерским конторам, тотализаторам, лицам, имеющим игровые автоматы, относится к налогам регионального типа.
  • На прибыль организаций – берется с юрлиц (иностранных, действующих в РФ, и российских), ведущих деятельность с применением классической налоговой системы, вычисляется в зависимости от полученного соотношения доходов и расходов за определенный временной период в размере 20% от результата финансовой деятельности;
  • На доходы физлиц – удерживается с доходов различного характера, получаемых конкретными гражданами (российскими и иностранными), подлежит поступлению в бюджеты регионального и местного типа. Налог считается в процентной части от полученных доходов (от 15 до 35%), на величину ставки влияет характер полученного дохода, а также гражданство физлица.

Примеры косвенных налогов

НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.

Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.

Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.

Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.

Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.

Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.

Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.

Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.

Распределение расходов на прямые и косвенные

Налоговый кодекс предоставил организациям право самостоятельно решать, какие расходы относить к прямым, а какие — к косвенным. При этом в законе приведен лишь примерный перечень прямых расходов. Очевидно, что с точки зрения налоговой оптимизации налогоплательщику выгодно сузить перечень затрат, относящихся к прямым расходам. Однако такой подход может привести к налоговым рискам.

Налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень прямых расходов

В соответствии с п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
— материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
В п. 1 ст. 318 НК РФ указано, что налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), закрепив свой выбор в учетной политике.
Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень прямых расходов, закрепив его в учетной политике. Глава 25 НК РФ не содержит положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов на производство и реализацию, в т.ч. расходов в виде страховых взносов, к прямым или косвенным расходам. На это указано в Письме Минфина России от 25.05.2020 N 03-03-06/2/101.
При этом налогоплательщик может применять для целей налогообложения прибыли перечень прямых расходов, утвержденный в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
Таким образом, по мнению финансистов, при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета. Данный вывод сделан в Письме Минфина России от 19.12.2020 N 03-03-06/1/834.

Налогоплательщик не вправе произвольно сужать перечень прямых расходов

Следует отметить, что организация не вправе искусственно сокращать перечень прямых расходов. При отнесении расхода к той или иной группе (виду) следует исходить из их характера. Так, суд установил, что в учетной политике налогоплательщик к прямым расходам отнес заработную плату персонала, участвующего в процессе производства готовой продукции (работ, услуг), суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на суммы, относящиеся к прямым расходам на оплату труда.
Механизм распределения прямых расходов с применением экономически обоснованных показателей в целях налогового учета организацией не утвержден.
В целях бухгалтерского учета для группировки затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции и формирования производственного результата используется позаказный метод учета затрат на производство.
Организацией в целях ведения налогового и бухгалтерского учета определены различные методики распределения затрат на производство. При этом для целей бухгалтерского учета учет расходов ведется на основании документов первичного учета, а для целей налогообложения расходы списываются в произвольном порядке (безотносительно к соответствующим учетным документам). Вместе с тем выбор организацией метода распределения прямых и косвенных расходов должен быть обоснован технологическим процессом и быть экономически оправданным.
Виды материальных затрат поименованы в пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Во-первых, это расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
Во-вторых, это расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика.
Данный перечень (оплата труда, амортизация, сырье и материалы, комплектующие и полуфабрикаты) организация может по своему усмотрению как сузить, так и расширить. Ограничений нет. Однако согласно требованиям ст. 252 НК РФ решение налогоплательщика должно быть обоснованным и зависит прежде всего от вида осуществляемой деятельности.
С учетом изложенного суд признал, что предприятие неправомерно сузило приведенный в п. 1 ст. 318 НК РФ перечень прямых расходов, исключив из состава прямых расходов затраты предприятия на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), без какого-либо экономического обоснования.
Таким образом, материалы и покупные комплектующие изделия, стоимость которых списана в себестоимость заказов основного производства, непосредственно входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции, т.е. должны быть отнесены к прямым расходам и при обложении налогом на прибыль. Данные выводы сделаны в Постановлении ФАС Уральского округа от 06.05.2020 N Ф09-3091/10-С3 по делу N А71-12937/2009-А25.
Аналогичная позиция приведена и в другом судебном вердикте. В частности, суд установил, что налогоплательщик неправомерно сузил приведенный в п. 1 ст. 318 НК РФ перечень прямых расходов, исключив из состава прямых расходов в целях налогообложения прибыли материальные затраты предприятия без какого-либо экономического обоснования.
Таким образом, материалы и покупные комплектующие изделия, стоимость которых списана в себестоимость заказов основного производства, входят в состав выпускаемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции.
Следовательно, указанные виды затрат по материалам являются прямыми расходами, т.к. их можно отнести непосредственно на изготавливаемый продукт, выполняемую работу и они не могут быть отнесены в целях гл. 25 НК РФ к косвенным расходам (Постановление ФАС Уральского округа от 25.02.2020 N Ф09-799/10-С3 по делу N А71-8082/2009-А5).
Итак, предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика. Напротив, указанные нормы относят к прямым расходам затраты как непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). На это обращено внимание в Определении ВАС РФ от 13.05.2020 N ВАС-5306/10 по делу N А71-8082/2009.
Из норм ст. ст. 252, 318, 319 НК РФ, следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть экономически обоснованным (Письмо Минфина России от 29.12.2020 N 07-02-06/260).

Перечни прямых и косвенных расходов следует закрепить в учетной политике

Минфин России подчеркнул, что налогоплательщик имеет право самостоятельно определить обоснованный перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), которые относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, по мере реализации продукции, работ, услуг (Письмо Минфина России от 29.11.2020 N 03-03-06/1/785).
Перечень прямых расходов, предусмотренный в п. 1 ст. 318 НК РФ, не является закрытым, а включает виды прямых расходов, которые могут учитываться всеми организациями, являющимися плательщиками налога на прибыль организаций.
При этом на основании абз. 10 п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщик вправе в своей учетной политике для целей налогообложения определить наряду с предусмотренными в п. 1 ст. 318 НК РФ и иные прямые расходы, связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), которые с учетом конкретного вида деятельности налогоплательщика также могут рассматриваться в качестве его прямых расходов при исчислении налога на прибыль организаций.
Перечни прямых и косвенных расходов необходимо определить в учетной политике для целей налогообложения. Без этого организации проблематично будет обосновать отнесение тех или иных расходов к косвенным. В качестве иллюстрации сказанного рассмотрим следующий пример из практики арбитражных судов.
В ходе проверки налоговая инспекция установила, что компания в целях налогообложения прибыли в составе расходов, связанных с производством и реализацией, учитывала как косвенные расходы затраты на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, подлежащие включению в состав прямых расходов.
Суд установил, что порядок принятия для целей налогообложения расходов на обязательное пенсионное страхование предприятием не определен. В учетной политике предприятие установило, что прямые затраты определяются им в соответствии со ст. 318 НК РФ. Особый порядок распределения затрат на прямые и косвенные расходы и конкретный перечень прямых расходов в учетной политике не определен.
На основании изложенного суд сделал вывод, что спорные затраты на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, предприятие должно было учитывать в составе прямых расходов (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.11.2009 по делу N А82-7247/2008-99).

Особенности учета расходов на заработную плату

Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, включены в примерный перечень прямых расходов (п. 1 ст. 318 НК РФ).
При этом расходы на оплату труда сотрудников аппарата управления налогоплательщик вправе отнести к косвенным расходам. Это подтверждается судебной практикой. Так, по мнению инспекции, налогоплательщик необоснованно включил в расходы затраты на содержание производственного персонала.
Суд признал ошибочными выводы налогового органа об отнесении к производственному персоналу работников аппарата управления (главного инженера, начальника ПТО, начальника участка, начальника сметно-договорного отдела).
В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ к прямым затратам, подлежащим распределению между незавершенным производством и выполненными работами, относятся расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе выполнения работ, т.е. рабочих профессий, которые в штате налогоплательщика отсутствуют.
Все иные расходы на оплату труда относятся к косвенным расходам, которые в соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Арбитражный суд сделал вывод о том, что налогоплательщик правомерно в полном объеме включил в состав затрат в целях налогообложения прибыли расходы на оплату труда персонала (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.01.2009 по делу N А55-8550/2008).
Как показывает практика, некоторые организации относят затраты на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, к косвенным расходам. Данный подход связан с высокими налоговыми рисками. Проиллюстрируем сказанное на следующем примере из арбитражной практики.
Налоговая инспекция признала неправомерным включение налогоплательщиком расходов на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, включая суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, начисленные на указанные суммы, в состав косвенных расходов.
Предприятие, воспользовавшись предоставленным ему правом, в своей учетной политике отнесло расходы на оплату труда, единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование к косвенным расходам.
Между тем право самостоятельно определять перечень расходов при выборе распределения прямых и косвенных расходов одновременно требует от предприятия обоснования принятого решения исходя из специфики деятельности налогоплательщика, технологического процесса, и такое распределение должно быть экономически оправданным.
Налогоплательщик осуществляет производство и реализацию алкогольной продукции. Поскольку технологический процесс производства алкогольной продукции невозможен без работников, которые заняты в ее производстве, арбитражный суд указал, что затраты на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства, относятся непосредственно на изготавливаемую продукцию.
При этом суд правильно отметил, что организация вправе в целях налогообложения отнести расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.
Учитывая, что предприятием не представлено доказательств отсутствия реальной возможности отнесения указанных затрат к прямым расходам, равно как и не экономического обоснования отнесения их к косвенным расходам, суд пришел к выводу о неправомерном исключении таких расходов из состава прямых расходов без какого-либо экономического обоснования.
Статья 318 НК РФ не может быть истолкована как позволяющая налогоплательщику самостоятельно и без какого-либо обоснования решать вопрос об отнесении производимых затрат к косвенным или прямым расходам. Предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определить учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика. Напротив, указанные нормы относят к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (Определение ВАС РФ от 13.05.2020 N ВАС-5306/10). Позиция суда отражена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2020 по делу N А27-7287/2020.
В то же время в другой ситуации налогоплательщику удалось подтвердить правомерность отнесения расходов на оплату труда к косвенным расходам. Так, налоговый орган решил, что действия организации по отнесению прямых расходов на зарплату и отчислений по единому социальному налогу к расходам текущего периода в полном объеме (как косвенные расходы) без учета реализации продукции, в стоимости которой они учтены, являются неправомерными. Инспекция посчитала, что расходы на оплату труда работников вне зависимости от их должностных обязанностей в любом случае входят в состав затрат на выпуск продукции, т.е. являются прямыми расходами; при этом не требуется определять долю участия каждого работника в выпуске отдельной партии товара.
Однако суд пришел к выводу о правильном и обоснованном учете предприятием спорных расходов в составе косвенных. Такой порядок учета не противоречит ст. ст. 318, 319 НК РФ, учетной политике компании. Налогоплательщик представил мотивированное обоснование необходимости именно такого учета расходов.
Предприятие включило в состав косвенных расходов (налоговый учет) заработную плату работников, занятых в основном производстве; отчисления с заработной платы таких работников; суммы амортизации основных средств, не участвующих непосредственно в процессе производства продукции (корпусов цехов, зданий, в которых находится производственное оборудование, рабочие места — столы).
Налогоплательщику в силу ст. ст. 254, 318 и 319 НК РФ предоставлено право исключения некоторых затрат из перечня прямых расходов с предоставлением соответствующего обоснования.
При отнесении расходов к той или иной группе (виду) следует исходить из их характера, и налогоплательщик вправе отнести материальные затраты к косвенным расходам при отсутствии реальной возможности их отнесения к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели. Выбор организацией метода распределения прямых и косвенных расходов должен быть технологически обоснованным и экономически оправданным.
В рассматриваемом случае налогоплательщиком представлено соответствующее обоснование.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 24.02.2004 N 3-П) и Президиума ВАС РФ (Постановления от 26.02.2008 N 11542/07 и от 09.12.2008 N 9520/08) хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают способы достижения результата от предпринимательской деятельности.
Предприятие указало, что ввиду производственной специфики предприятия рабочие вынуждены постоянно перемещаться в пределах структурного подразделения, поэтому их нельзя строго привязать к работе на каком-либо одном оборудовании или к производству определенного вида продукции.
Поэтому определить долю заработной платы конкретного работника (группы работников) в себестоимости каждой конкретной реализованной партии изделий невозможно. Технологический цикл изготовления продукции иногда длится несколько месяцев, в ее изготовлении задействовано большое количество сотрудников нескольких подразделений, а заработная плата каждого работника рассчитывается исходя из выполнения им норматива (плана) в отчетном периоде.
При этом выполнение работником нормы выработки является лишь частью длительного процесса производства продукции, когда завершение одной стадии является основанием для начала выполнения каждой последующей в цепочке операции вплоть до выпуска готового изделия. Дополнительные выплаты работникам (оплата отпусков, льготных часов подросткам, перерывов в работе для кормящих матерей, времени выполнения государственных и общественных обязанностей, прохождения медицинских осмотров) также не могут быть достоверно соотнесены с производственным процессом.
В отношении основных средств (суммы амортизации), а именно здания корпусов цехов, зданий, в которых расположено оборудование, рабочих мест (столы), предприятие пояснило, что площадь цехов занята оборудованием не более чем на 30 — 50%, а потому эксплуатация данных основных средств напрямую не влияет на производство предприятием продукции — в отличие от основных средств, непосредственно используемых в производстве (прессы, печи, станки, оборудование, мельницы, сушильные барабаны), амортизация по которым отнесена к прямым расходам.
Суд признал используемый налогоплательщиком порядок расчета косвенных расходов соответствующим требованиям норм гл. 25 НК РФ. Приняв во внимание особенности производственного процесса предприятия, суд признал доказанной необходимость учитывать в составе косвенных расходов заработную плату работников, занятых в основном производстве, отчисления с нее, амортизацию по основным средствам, не участвующим непосредственно в процессе производства продукции. Данные выводы сделаны в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2020 по делу N А44-1866/2020.

Учет расходов на приобретение лицензий

Как показывает практика, налогоплательщик вправе включить в состав косвенных расходов затраты на приобретение лицензий. Например, налогоплательщик на внереализационные расходы отнес стоимость лицензии на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией в полной стоимости, срок действия которой составляет пять лет.
Инспекция сочла, что расходы на уплату сбора и расходы на уплату госпошлины должны уменьшать бухгалтерскую прибыль равномерно в течение срока действия лицензии. Суд установил, что в учетной политике налогоплательщика расходы на приобретение лицензии являются косвенными. Согласно п. 2 ст. 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
При этом в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом ст. ст. 318 — 320 НК РФ. В связи с этим суд признал обоснованным единовременное отнесение спорных расходов на себестоимость продукции (Постановление ФАС Московского округа от 20.12.2020 по делу N А41-2253/11). Схожий подход к решению рассматриваемого вопроса прослеживается и в другом судебном вердикте. Налоговая инспекция исключила из состава расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, затраты на оформление лицензии сроком действия пять лет и затраты на оформление сертификата соответствия, выданного на три года.
При этом инспекция пришла к выводу об отражении налогоплательщиком в составе затрат расходов по сертификации единовременно как нарушение ст. 264 НК РФ. Однако суд отметил, что согласно п. 1 ст. 318 НК РФ расходы по приобретению лицензий и расходы на сертификацию продукции являются косвенными расходами, подлежащими в соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ отнесению в полном объеме к расходам текущего (отчетного, налогового) периода. Позиция суда приведена в Постановлении ФАС Центрального округа от 15.02.2020 по делу N А35-1939/2020.

Учет расходов на НИОКР

Налоговые органы полагают, что работы и услуги по договору на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ связаны с приобретением сырья, материалов и комплектующих для основного производства и переработкой их в отгружаемую продукцию, и должны быть учтены в составе прямых расходов. Между тем суды придерживаются другого мнения. Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 N 09АП-12855/2020-АК, 09АП-13309/2020-АК суд пришел к выводу, что организация правомерно учла в составе косвенных расходы на оплату работ соисполнителей по договорам, заключенным в рамках выполнения опытно-конструкторских работ. Суд признал, что расходы по договорам, предметом которых является выполнение работ, к прямым материальным затратам не относятся.
В другой ситуации налоговая инспекция посчитала необоснованным включение в состав косвенных расходов затрат на оплату услуг сторонних организаций, которые образуют основу и являются необходимым компонентом при выполнении работ, оказании услуг, относящихся к неотгруженной продукции (по заказам). Однако суд признал решение инспекции недействительным, поскольку работы по договору на выполнение НИОКР — это научные исследования, осуществляемые с целью изучения вопросов практического применения низкочастотных химических лазеров. Работы по договору на выполнение ОКР — это опытно-конструкторские разработки нового жидкотопливного ракетного двигателя, в которых налогоплательщик выступает соисполнителем, получающим государственное финансирование. В ходе указанных работ по мере необходимости осуществлялась сборка опытных образцов двигателей для испытания их на специальном стенде с целью изучения эксплуатационных характеристик узлов и агрегатов проектируемого двигателя. Указанные работы осуществлялись этапами по мере выделения государственного финансирования и никак не связаны с приобретением сырья, материалов и комплектующих для основного производства и переработкой их в отгружаемую продукцию. В итоге суд сделал вывод об отсутствии у налогоплательщика оснований для отнесения спорных расходов к прямым, а не косвенным (Постановление ФАС Московского округа от 29.12.2020 по делу N А40-120210/10-116-467).
Можно рекомендовать при определении в учетной политике перечня прямых расходов руководствоваться примерным перечнем прямых расходов в п. 1 ст. 318 НК РФ.

ТОП надежности бинарных брокеров:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место! Самый честный брокер бинарных опционов. Гарантия надежности и контроль качества!
    Отличный вариант для начинающих и средне-опытных трейдеров! Бесплатное обучение и демо-счет!
    Получите свой бонус за регистрацию:

Добавить комментарий