Новости по уменьшению добычи ОПЕК привели к повышению стоимости нефти

Рейтинг лучших брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место! Самый честный брокер бинарных опционов. Гарантия надежности и контроль качества!
    Отличный вариант для начинающих и средне-опытных трейдеров! Бесплатное обучение и демо-счет!
    Получите свой бонус за регистрацию:

Забытая нефть

Резкое падение мировых цен на нефть привело к тому, что добывать ее и инвестировать дополнительные средства в уже существующие месторождения стало невыгодно. В итоге аналитики ожидают резкого сокращения объемов нефтедобычи в странах, не входящих в ОПЕК, что приведет к очередному ценовому скачку — примерно на 70%, до 85 долл./барр. уже в 2020 году. Свою роль в повышении цен может сыграть и Россия, сократившая за первый квартал добычу нефти и газа.

По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, в первом квартале в России сократились объемы добычи как нефти, так и газа. Производство нефти и газового конденсата упало на 1,1%, до 120 млн т. Газа российские компании добыли около 153 млрд куб. м, что на 15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди нефтяников больше всех в первом квартале добыла «Роснефть» — 27,8 млн т нефти, на втором месте — ЛУКОЙЛ (22,8 млн т), затем ТНК-ВР (16,8 млн т).

Хотя нефтедобыча в целом упала, экспорт нефти в страны дальнего зарубежья в январе—марте вырос на 4,2% и составил 52,2 млн т. Так что помощи ОПЕК в сокращении предложения нефти на мировом рынке российские компании пока не оказали. Эксперты объясняют это снижением экспортной пошлины при подорожании сырья, что сделало экспорт весьма выгодным.

«Газпром» в первом квартале добыл 123,4 млрд куб. м газа против 151 млрд куб. м в 2008 году. Один из крупнейших независимых производителей газа НОВАТЭК произвел 8,2 млрд куб. м. Среди нефтяников больше всего голубого топлива в первом квартале добыли: «Роснефть» (3,4 млрд куб. м), «Сургутнефтегаз» (3,4 млрд куб. м) и ЛУКОЙЛ (3 млрд куб. м). На экспорт в январе—марте ушло 23,9 млрд куб. м, что почти на 40% меньше аналогичного показателя 2008 года.

Вице-премьер Игорь Сечин еще в прошлом году говорил об опасности, поджидающей нефтегазовую отрасль. По его словам, основные инвестиции в этот сектор связаны главным образом с сохранением, а не с наращиванием объемов добычи. И недостаток вложений грозит снижением текущего уровня добычи, который в настоящее время сохраняется лишь благодаря ранее вложенным средствам.

О необходимости увеличения вложений в нефтяную отрасль вчера заявил и руководитель Международного энергетического агентства Нобуо Танака. Он отметил, что необходимы «огромные инвестиции», чтобы обеспечить адекватные поставки в течение следующих лет, когда потребление нефти будет снова расти, передает Bloomberg. «Потребность в нефти в 2030 году все еще будет выше, чем в 2007 году», — подчеркнул г-н Танака.

Одна из причин уменьшения производства углеводородов — падение спроса на энергоресурсы, особенно на внутреннем рынке под воздействием экономического кризиса, отмечает эксперт-аналитик отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий Наталья Овсянникова. Но более глубинная проблема — истощение традиционных месторождений и существенная задержка в разработке новых из-за недоинвестирования в течение всех 1990-х и 2000-х годов. Российские компании сокращают инвестиции как раз в тот момент, когда переход к освоению новых месторождений требует их резкого увеличения. Причем если в газовой отрасли пока еще возможен ограниченный рост добычи в случае полного восстановлении спроса, то в нефтедобыче уже сегодня решающую роль играет своевременность вложений компаний в разработку новых месторождений, считает г-жа Овсянникова.

Список самых удобных платформ брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место! Самый честный брокер бинарных опционов. Гарантия надежности и контроль качества!
    Отличный вариант для начинающих и средне-опытных трейдеров! Бесплатное обучение и демо-счет!
    Получите свой бонус за регистрацию:

По словам директора департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александра Штока, если в ближайшие два-три года инвестиции в геологоразведку не увеличатся, то через пять-шесть лет нарастить добычу энергоносителей будет невозможно. Однако пока из-за снижения цен на нефть компаниям будет сложно находить средства для вложений в увеличение добычи. По подсчетам аналитика ИК «Велес Капитал» Дмитрия Лютягина, уже в этом году из-за снижения добычи нефти на 1,1% при средних текущих ценах 44 долл./барр. по Urals нефтяные компании недополучат 1,73 млрд долл. выручки.

Аналитики Barclays Capital считают, что в целом в мире сокращение добычи составит 1,5 млн барр. в день. В результате нефть подорожает к 2020 году на 70%, до 85 долл./барр. «Все говорят только о падении спроса на нефть. Однако никто не задумывается, что резкое падение объемов нефтедобычи может создать угрозу энергетического кризиса», — цитирует Reuters аналитика Barclays Capital Амрита Сен. Когда мировая экономика начнет восстанавливаться от кризиса, может произойти очередной скачок цен на нефть, говорит эксперт.

Ранее The Wall Street Journal уже писала об опасениях относительно снижения добычи нефти именно в России, так как на нее приходится порядка 20% добычи вне ОПЕК. В прошлом году впервые за десятилетие в стране упали объемы производства «черного золота», что в будущем может повлиять на стоимость нефти. Издание приводит расчеты аналитиков Dow Jones, которые полагают, что снижение добычи в российском нефтяном секторе может достигнуть 7%. По прогнозу российских чиновником, оно составит 1,1%.

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) сможет примириться со стоимостью барреля нефти в 40—50 долл. в 2009 году на фоне сложных экономических условий, заявил генеральный секретарь картеля Абдалла аль-Бадри, пишет France Press. «Нас отнюдь не радуют цены в 50 долл. за баррель, но 2009 год обещает стать самым трудным, и мы должны посмотреть, как пойдут дела дальше с такими ценами», — сказал г-н эль-Бадри.В середине марта представители стран ОПЕК заявляли, что «идеальная» стоимость «черного золота» от 60 до 75 долл. за баррель. Несмотря на это, ОПЕК на состоявшемся 15 марта в Вене заседании приняла решение не снижать квоты на добычу нефти. Следующее заседание картеля запланировано на май#/ot#

Новости oilru.com

«Нефть России», 15.12.08, Москва, 10:56 С июля 2008 года цена нефти опустилась с рекордных 147 долларов за баррель до 40 долларов, что вынудило ОПЕК, на долю которой приходится 40% мирового производства «черного золота», начать сокращение добычи сырья. 24 октября на внеочередном заседании картеля было принято решение сократить квоты на 1,5 миллиона баррелей в сутки. На заседании ОПЕК 29 ноября 2008 года решение о снижении объемов добычи «черного золота» не принималось. Однако уже на следующем заседании, которое состоится 17 декабря 2008 года в алжирском городе Оран, финансовые рынки должны быть готовы к снижению объемов добычи нефти сразу на 2 млн. баррелей в сутки. Об этом заявил глава ОПЕК, министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль.
В интервью алжирскому радио в минувший четверг он пояснил, что падение цен на нефть вызвано снижением мирового спроса на топливо в условиях финансового кризиса. По словам Хелиля, нефть могла подешеветь и до десяти долларов за баррель, если бы ОПЕК не принимала решений о сокращении добычи в сентябре и октябре текущего года. «У ОПЕК просто нет другой возможности добиться стабилизации цен на нефть», — пояснил Хелиль, мотивируя предстоящее решение. «Мировой рынок будет шокирован драматическим сокращением, которое превысит все ожидания, – добавил он, — однако, лучший способ увеличения цен на нефть – это взять рынок сюрпризом».

Глава ОПЕК особо отметил, что Россия, не входящая в картель, также поддерживает такое решение. В начале декабря Хелиль предложил России, Норвегии и Мексике стать членами этой организации. Однако если эти страны предпочтут остаться независимыми поставщиками, они могут проявить свою солидарность с картелем, сократив поставки добровольно, считает глава ОПЕК. Последние контакты свидетельствуют, что страны-члены картеля сходятся во мнении о необходимости принятия резкого сокращения объемов добычи нефти, заключил Хелиль.

В тот же день на слова главы ОПЕК откликнулся российский президент Дмитрий Медведев. «Россия готова сократить добычу нефти вслед за Организацией стран-экспортеров нефти и, более того, не исключает вступления в этот картель», — заявил он на совещании по вопросам социально-экономического развития в Кургане в минувший четверг. Медведев назвал поддержание цен на нефть «национальным интересом» России и заявил о необходимости стимулировать их рост, чтобы доходы от экспорта энергоресурсов, как в былые времена, покрывали текущие расходы и пополняли резервы. «Мы должны защищаться, это наша доходная база — и по нефти, и по газу. Причем такого рода защитные меры могут быть связаны и с уменьшением объемов добычи нефти, и с участием в существующих организациях поставщиков, и с участием в новых организациях — если до этого мы, так сказать, сможем договориться», — заявил президент.

Медведев также не исключил возможность участия России в организациях поставщиков углеводородов и другие защитные меры. «Я считаю, мы никаких вариантов для себя закрывать не должны. Еще раз повторяю – это вопрос доходной базы нашей страны, вопрос ее развития, и мы не должны руководствоваться здесь никакими абстрактными критериями, рекомендациями международных организаций другого порядка и так далее. Это наши национальные интересы. Будем поступать так, как считаем нужным», – пообещал президент.

В этот же день российская компания ЛУКОЙЛ заявила, что ожидает решения ОПЕК о значительном снижении добычи нефти. «Если с рынка будет убрано 2,5 миллиона баррелей в сутки, или 125 миллионов тонн годовой добычи, то цена может вырасти до 60-80 долларов», — сказал вице-президент компании Леонид Федун. «Мы ожидаем, что будет принято решение существенно сократить добычу, и будет объявлено о поддержке этих мер Российской Федерацией», — добавил он. По словам Федуна, ЛУКОЙЛ считает, что цена нефти ниже 75 долларов за баррель является экономически неоправданной.

Напомним, в минувший четверг стоимость российской нефти Urals составила около 42 долларов за баррель. При этом бюджет России на ближайшие годы составлен из расчета, что цена барреля будет составлять не менее 70 долларов.

Тем временем ОПЕК понизила прогноз мирового спроса на нефть в 2009 году на 300 тысяч баррелей в сутки — до 86,7 миллиона. Рост мирового спроса, согласно ожиданиям ОПЕК, составит в следующем году 500 тысяч баррелей в сутки против ранее прогнозируемых 540 тысяч баррелей. Как говорится в докладе ОПЕК, размещенном на официальном сайте картеля, вследствие сокращения спроса на нефть в странах экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), прогноз мирового спроса на нефть в 2008 году также понижен на 260 тысяч баррелей в сутки — до 86,2 миллиона при росте в 290 тысяч баррелей.

В странах ОЭСР спрос на нефть сократится в 2009 году до 47,4 миллиона баррелей в сутки против 48 миллионов в 2008 году. В постсоветских странах спрос на нефть в следующем году незначительно вырастет — до 4,2 миллиона баррелей в сутки против 4,1 миллиона баррелей в сутки в 2008 году.
По прогнозам картеля, спрос на нефть ОПЕК сократится по сравнению с 2008 годом на 910 тысяч баррелей в сутки, составив 30,9 миллиона баррелей в сутки в 2009 году. В 2008 году спрос на нефть ОПЕК в среднем составит 31,8 миллиона баррелей в сутки, что на 430 тысяч баррелей меньше, чем в 2007 году.

Впрочем, в ближайшее время возможности ОПЕК на влияние цен на нефть на мировых рынках могут увеличиться, отмечают эксперты. Ведь цена на «черное золото» находится в зависимости от того, сможет ли ОПЕК убрать с рынка излишки нефти. В противном случае могут сбыться самые худшие прогнозы. И в них сегодня нет недостатка.

Так, агентство Bloomberg со ссылкой на Deutsche Bank AG сообщило, что нефть может подешеветь до 30 долларов за баррель к концу следующего года из-за падения спроса, которое, скорее всего, нивелирует сокращение добычи странами ОПЕК для поддержания цен. По словам ведущего аналитика по энергетике Deutsche Bank AG Адама Симинского, начиная с 1993 года ОПЕК несколько раз снижала квоты на добычу нефти для удержания цен, и только в 75% случаев это давало положительный результат. Из-за финансового кризиса, охватившего мировую экономику, нефть подешевела на 70% с 11 июля, когда ее стоимость достигла рекордных 147,27 доллара за баррель. Спрос на топливо падает быстрее, чем ОПЕК снижает добычу, добавил эксперт. «Мы продолжаем верить в то, что слабый экономический рост, скорее всего, повлияет на рост спроса на нефть намного больше, чем заложено в текущий консенсус-прогноз спроса и предложения, — добавил A.Симинский. — Мы верим в то, что ОПЕК сможет поддержать цены на нефть, но это произойдет не раньше конца 2009 года».

Мировой спрос на нефть может сократиться в следующем году на 700 тыс. баррелей в сутки. Аналитики Deutsche Bank понизили прогноз стоимости нефти марки WTI в 2009 году до 47,50 доллара за баррель — с 60 долларов за баррель из-за снижения спроса на фоне замедления темпов экономического роста по всему миру. Прогноз для 2020 года составляет 55 долларов за баррель, для 2020 г. — 80 долларов за баррель.

Американский инвестбанк Goldman Sachs в свою очередь предсказал, что цена фьючерсных контрактов на поставки нефти в США может упасть до 30 долларов за баррель в первом квартале 2009 года, в связи с падением спроса на энергетическое сырьё в развитых странах. Среднегодовой уровень цен на сырую нефть составит 45 долларов за баррель, предсказывают аналитики Goldman Sachs, ранее ожидавшие цены на уровне 80 долларов. К 2020 году цены на нефть вырастут до 70 долларов за баррель, полагают эксперты.
Министерство энергетики США и Всемирный банк выступают с противоречивыми прогнозами цен на нефть в 2009 году, которые могут составить 51 или 75 долл. за баррель. При этом, по данным Минэнерго США, общемировое потребление нефти в текущем и будущем году сократится впервые за последние 30 лет. Страны — экспортеры и члены ОПЕК, по мнению американских экспертов, теряют влияние на цену нефти, поскольку не соблюдают собственные экспортные квоты и не готовы к согласованным сокращениям добычи, размер которых будет обсуждаться на саммите ОПЕК 17 декабря.

«Средняя цена барреля нефти в 2009 году составит 51 доллар, — считают специалисты информационного управления Министерства энергетики США. — При этом глобальное потребление, как ожидается, сократится в текущем году на 50 тысяч баррелей в сутки, а в следующем — на 450 тысяч баррелей в сутки. Такое развитие событий будет означать сокращение мирового потребления нефти второй год подряд впервые за три последних десятилетия». Американцы констатируют, что последствия нынешнего мирового финансового кризиса, зародившегося в США, оказались более тяжелыми, чем предсказывалось ранее.

Прогноз, опубликованный в минувший вторник экспертами Всемирного банка (ВБ), более оптимистичен. Они считают, что несмотря на снижение спроса на нефть, ее средняя цена в будущем году составит 75 долл. за баррель. Впрочем, аналитики компании Merrill Lynch солидарны с американцами и ожидают, что в 2009 году баррель нефти марки Brent будет стоить около 50 долл.
Глава Минэнерго РФ Сергей Шматко тем временем заверил, что Россия определится со своей позицией по поводу сокращения добычи нефти не позднее 17 декабря. Впрочем, по его словам, это будет «какой-то небольшой процент». Однако эксперты уверены, что снижать добычу надо именно резко, поскольку иначе должного эффекта не будет.

«Сейчас рынок ожидает сокращения добычи до 2-3 миллионов баррелей в день, — говорит аналитик ИК «Капиталъ» Виталий Крюков. — Точнее говоря, реакция рынка будет позитивной лишь в том случае, если члены ОПЕК смогут договориться о снижении добычи на 3 миллиона баррелей. Тогда до конца года цена барреля будет выше текущих уровней, правда, насколько именно, сегодня сказать трудно».

В свою очередь, Виталий Громадин из компании «Арбат-Капитал» поражен прогнозом Минэнерго США, хотя и не отрицает, что он может сбыться. «Шансы принятия такого решения можно оценить как «50 на 50», потому что Россия, например, вполне могла бы пойти на сокращение своей добычи из-за падения прибыли от экспортных поставок и за счет месторождений, запасы которых близки к истощению, — полагает Громадин. — Сегодня рынок уже отразил падение спроса, и до конца года мировые цены вряд ли упадут ниже 40 долларов за баррель. Однако в первом квартале 2009 года возможно дальнейшее снижение — до 30 долларов за баррель. Если экспортеры сумеют договориться о существенном снижении, а экономика США, как предполагают аналитики, во второй половине года начнет восстанавливаться, то в третьем четвертом квартале возможен выход на отметку в 60-70 долларов, так что среднегодовая цена будет около 51-55 долларов за баррель».

Однако директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов не уверен, что даже сокращение добычи может остановить падение нефтяных цен. «На рынок давят психологические факторы, которые часто не имеют ничего общего с реальной экономикой, — отмечает аналитик. — И совсем не факт, что ситуация изменится к лучшему, даже в случае положительного решения ОПЕК, который вряд ли сократит производство больше чем на миллион баррелей в день».

Аналитик Peterson Institute for International Economics Гари Хавбауер также уверен в том, что ОПЕК не решится сейчас на сокращение добычи на 2 млн. баррелей. Его прогноз — минус 500 000 барр. в день. Не будет серьезных сокращений и у России, думает эксперт. Хотя здесь добыча падает естественным путем: за 11 месяцев она снизилась на 0,5% к уровню 2007 г., или примерно на 51 600 барр. в сутки (до 9,8 млн. барр.).

Однако вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун уверен в том, что с рынка нужно снять около 3 млн. барр. в день, чтобы рынок почувствовал дефицит нефти и цены на нее пошли вверх. Необходимый эффект возможен лишь при значительном снижении добычи нефти, подчеркивает Федун.
Может ли Россия вступить в ОПЕК? Отвечая на этот вопрос, эксперты оценивают не только экономические, но и геополитические факторы.
По мнению аналитиков «Уралсиба», причина перемены настроения заключается в резком снижении цен на нефть и усилении вследствие этого давления на экономику, бюджет и курс рубля. «Россия, как и большинство членов ОПЕК заинтересована в том, чтобы в 2009 году средняя цена на нефть не опускалась ниже $70 за баррель. Ее падение ниже этого уровня породит экономические, а со временем, возможно, и социальные проблемы во всех странах, зависящих от экспорта нефти», — подчеркивают Крис Уифер и Леонид Слипченко. По подсчетам экспертов, присоединение России к ОПЕК увеличит долю картеля в мировой добыче до 45%, а если к организации присоединятся среднеазиатские страны, то и до 50%. Безусловно, это будет способствовать повышению цен на нефть.

Однако отрицательные последствия вступления в ОПЕК будут для России также значительными, и потому не следует говорить об этом как о свершившемся факте. США считают ОПЕК противозаконной организацией, так что присоединение к ней РФ, безусловно, обострит российско-американские отношения. Евросоюз, с которым Россия надеется расширять торговые отношения и привлекать инвестиции, будет также раздражен, если подобные действия приведут к повышению цен на нефть. Однако пока остается открытым и вопрос о том, каким именно образом российские власти намерены добиваться сокращения нефтедобычи, то есть по каким компаниям придется основной удар и как это скажется на миноритарных инвесторах. Вместе с тем, вступление в ОПЕК закрепит за Россией статус нефтяной экономики, а не страны, использующей доходы от экспорта нефти для диверсификации экономики. Это изменит и отношение к России инвесторов, и скажется на рыночных оценках российских активов, уверены аналитики «Уралсиба».
«В ближайшее время вступление России в ОПЕК вряд ли произойдет, если только не предположить катастрофическое развитие ситуации на рынке нефти, т.е. уход котировок к уровню 2008 г., когда нефть стоила $8-10 за баррель» — считает аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов. Основной сдерживающий драйвер — это достаточно сильное позиционирование России себя на геополитическом рынке, считает аналитик. «Подобного рода обязательства перед ОПЕК, если Россия туда все-таки вступит, могут войти в противоречие с политическими и геополитическими интересами России, — пояснил он. — Поэтому интеграция и дальнейшее сотрудничество с картелем будет развиваться, но полномасштабного членства РФ в ближайшее время вряд ли стоит ожидать».

Денисов также отметил, что вопрос о вступлении России в ОПЕК впервые поднимается на таком уровне. «Так активно этот вопрос стал муссироваться в последние два месяца, — сказал он. — При этом в ЛУКОЙле считают, что России нужно вступать в картель, а в ТНК-ВР, наоборот, говорят: не надо этого делать».

Однако, по мнению эксперта Центра политической конъюнктуры Александра Шатилова, «заявление Медведева – это не только реверанс в сторону ОПЕК, которая давно предлагает России вступить в ее ряды, но и попытка сыграть на уровне нефтяных цен. Ведь на ожидании вступления нашей страны в картель и последующего сокращения добычи котировки неизбежно поднимутся». Это еще и завуалированная угроза Западу: «упоминая «новые организации», Медведев намекает на создание «газовой ОПЕК», слухи о которой ходят уже давно и чего так опасаются США и страны Европы, – поясняет политолог. – Президент дает понять, что, если в период кризиса начнется целенаправленная игра против России, наша страна не задумываясь войдет в состав газового картеля».

Стоит также отметить, что 23 декабря в Москве состоится саммит производителей газа, и, по мнению экспертов, существует вероятность, что там будет принято решение о создании газового картеля. «И в ОПЕК, и в потенциальной организации производителей газа наша страна будет играть первую скрипку, – уверен начальник отдела рыночного анализа аналитик Собинбанка Александр Разуваев. – Это даст мощнейшие рычаги давления на потребителя, в первую очередь на страны Запада. Мы сможем диктовать практически все – от условий поставок до валюты, в которой будет производиться расчет».

Примечательно, что, как заявляет Разуваев, »американцы уже почти приравняли еще не родившуюся газовую организацию к международному терроризму. Ясно, что производители нефти и газа смогут диктовать потребителям свои условия, не только объем поставок, но и в случае необходимости валюту расчетов, в условиях, когда доверие к доллару в мире висит практически на волоске. При этом экономический и военно-политический вес России позволит ей играть первую скрипку в сырьевых картелях. А для начала нас видимо ждет консолидированное с ОПЕК снижение поставок на мировой рынок».

В случае вступления России в ОПЕК, что очень вероятно, картель будет контролировать 45% мировой добычи, заключает Александр Разуваев.
Инвестиционная компания «Тройка Диалог» опубликовала на эту тему специальное заявление, в котором говорится: «Мы считаем, что у Правительства РФ есть два инструмента влияния на объемы добычи – налоги и трубопроводы: действующие ставки налогов и транспортные тарифы благоприятствуют нефтяному сектору. Природа этих инструментов влияния заставляет нас усомниться в том, что правительству удастся подчинить себе динамику добычи большей частью приватизированного сектора в той же мере, в которой о своем влиянии заявляет ОПЕК, т. е. путем принятия немедленных и краткосрочных мер политического характера, особенно учитывая то, что из-за суровых климатических условий в нефтедобывающем регионе Западной Сибири сложно расконсервировать скважины после прекращения на них добычи.

Соответственно, на данном этапе рассуждения о возможном участии России в ОПЕК, на наш взгляд, не больше чем риторика в преддверии заседания ОПЕК. Мы склонны считать, что снижение добычи в России произойдет естественным путем, т. к. нефтяные компании будут снижать капиталовложения при сложившейся ценовой конъюнктуре».

Президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев, комментируя заявление Дмитрия Медведева о возможности вступления России в картель, сказал: «Мне кажется, что сейчас наш президент сделал такой хороший дипломатический ход, поскольку мы сейчас очень заинтересованы в том, чтобы ОПЕК приняла решение о сокращении добычи и – главное – его выполнила. Они неоднократно принимали решение, которое они не выполняли. Вот мы сейчас кровно заинтересованы в том, чтобы ОПЕК действительно сократила добычу нефти, что позволит если не повысить цены, то по крайней мере удержать их от дальнейшего падения, потому что для нас это вопрос не то чтобы жизни и смерти, но нашего бюджетного благополучия – 100 процентов. Поэтому сейчас ОПЕК нам, безусловно, нужен. Но я думаю, что будут долгие переговоры, подписания меморандумов о намерениях. Мне кажется, что в ближайшие месяцы мы вряд ли станем свидетелями получения Россией членского билета Организации экспортеров нефти»…

В заключении стоит отметить, что несмотря на огромное влияние на нефтяной рынок, ОПЕК производит всего 40% от объемов мировой добычи нефти. Страны, входящие в ОПЕК, владеют 77% всех разведанных мировых запасов нефти. Страны, не входящие в ОПЕК, (Канада, Великобритания, Норвегия, Мексика, Китай, Россия и США) добывают около 60% нефти, но при этом их собственные запасы быстро истощаются. Россия, второй по величине экспортер нефти в мире, выступает в картеле в качестве наблюдателя. На нее приходится около 11% всей производимой на планете нефти.

Суммарные запасы нефти стран-членов ОПЕК в настоящее время оцениваются в 1 трлн. 265 млрд. баррелей, резервы России и других стран СНГ составляют 447 млрд. баррелей, Северной Америки — 381 млрд. баррелей, а не входящих в ОПЕК развивающихся стран — 282 млрд. баррелей.

Механизм регулирования ОПЕК мирового рынка нефти заключается в установлении суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, корректировки этого лимита с учетом положения дел с ценами на мировом нефтяном рынке, распределения общего лимита между странами-членами и контроля за соблюдением установленных квот.

ОПЕК и ее роль в функционировании мировой экономики

Министерство образования Российской Федерации

Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

Курсовая работа по теме:

«ОПЕК и ее роль в функционировании мировой экономики»

Выполнил: студент 2 курса Исаев М. В.

Проверил: научный руководитель Хлыпалов В. М.

1.Основные цели и задачи Организации стран – экспортеров нефти……4

2. ОПЕК и мировой рынок нефти………………………………………….10

3. Роль ОПЕК в мировой экономике………………………….…………. 14

Список использованной литературы…………………….………………. 21

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время действует более 4000 международных межправительственных организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить. Что же такое международные организации и для чего они созданы?

Международная организация – это добровольное объединение государств в соответствии с международным правом на основе международных договоров.

Рано или поздно перед государствами встает задача их взаимодействия, целью которого является взаимопомощь, а также решение общих проблем в различных областях деятельности: политической, экономической, культурной, правовой, научно–технической и других.

Например, для решения проблем, связанных с упрощением международной торговли, было создано Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ (ВТО), для решения мировой продовольственной проблемы – Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), а для решения проблем международных расчетов – МВФ.

Так, в конце 50-х годов образование Организации стран–экспортеров нефти (ОПЕК) являлось закономерным путем развития мировой экономики. Перед государствами – участниками ОПЕК встали серьезные трудности, без решения которых невозможно было дальнейшее развитие экономик этих стран.

Какие именно особенности развития мировой экономики стали причиной возникновения данной международной организации, какое место в мировом хозяйстве занимает ОПЕК и каковы методы данной организации в регулировании мирового рынка, я раскрою в данной работе.

1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАН – ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ

С началом нефтедобычи в странах Ближнего Востока и Африки месторождения этих регионов оказались в категории лучших. Чрезвычайно благоприятные естественные условия добычи (небольшая глубина залегания, наличие фонтанирующих скважин и др.) наряду с низкой заработной платой рабочей силы обусловили весьма незначительный уровень себестоимости добычи в этих регионах.

К 1960 году добыча нефти в капиталистических странах достигала 885 млн. тонн, из которых 496 млн. тонн приходилось на развивающиеся страны. 53 % этого количества обеспечивали страны Ближнего Востока, удельный вес которых в мировой капиталистической добыче нефти увеличился с 17 % в 1950 году до 30 % в 1960 году.

Однако большое влияние на мировую экономику со стороны Международного нефтяного картеля, который был образован в 1928 году семью крупнейшими нефтяными компаниями: “Gulf oil”, “Standard oil”, “Mobil oil”, “Texaco”, “British petroleum”, “Royal Dutch” и “France petrol”, не давало в полной мере развиваться данным государствам.

В течение длительного периода времени минеральное и сельскохозяйственное сырье выкачивалось из развивающихся стран в значительной мере методами, оставшимися от колониального периода. Главным среди них был прямой контроль иностранного капитала над производством и экспортом сырья в форме сугубо невыгодных для развивающихся стран концессий и монопольно низких закупочных цен на вывозимое сырье.

Концессионные компании, представляющие собой, как правило, филиалы крупнейших международных монополий, захватили обширные рынки первичных ресурсов еще в колониальную эру у администрации колоний или у правительств зависимых стран под угрозой военного или экономического шантажа. Они тесно связаны с крупнейшими банками и являются составной частью самых мощных финансовых групп империалистического мира, срослись с правительственным аппаратом своих стран, превратились в ударную силу империализма.

Эти монополии, объединяющие операции всего хозяйственного цикла от разведки и добычи до сбыта готовой продукции в развивающихся странах, превратили свои концессии в развивающихся странах и заводы по выпуску готовых изделий на Западе в цехи одного гигантского предприятия. Экспорт и импорт приобрел характер своего рода межцеховых операций а рамках единого хозяйственного организма, нацеленного на получение сверх прибылей за счет эксплуатации развивающихся стран, а также населения развитых развитых капиталистических государств.

Так, например, с середины 50-х годов все возрастающее количество нефти, добывающейся на Ближнем и Среднем Востоке, направлялось в США, где издержки по добыче собственной нефти более чем в 10 раз превышали этот показатель по ближневосточным странам. Приток дешевой нефти, позволяющей монополиям получать сверхприбыли за счет разницы в издержках производства, способствовали быстрому росту неиспользуемых мощностей по добыче в США. Американская нефть не могла выдержать конкуренцию дешевого топлива, ввозимого из стран Ближнего Востока и Африки. Это побудило правительства США ввести с 1959 года количественные ограничения на импорт в размере 12,2 % объема добычи за предшествующий год. Уменьшение поступлений импортной нефти на крупный американский рынок резко ухудшило положение на мировом рынке. Не находящая сбыта нефть переполнила мировой капиталистический рынок. В этих условиях цены фактических сделок на нефть начали все больше отрываться от справочных. Для приведения справочных цен в соответствие с положением на рынке, а также в целях сокращения платежей правительствам нефтедобывающих стран монополии в 1959 году провели снижение справочных цен на нефть Венесуэлы и Ближнего Востока. Только Венесуэла потеряла в 1959 году 140 млн. долл.

Эти и другие действия международного нефтяного картеля вызвали резкое недовольство в арабском мире и Венесуэле, что способствовало сближению стран – экспортеров нефти. Созванный вскоре после этого I Арабский нефтяной конгресс предупредил монополии, что «никакое изменение структуры цен и самих цен на нефть недопустимо без предварительной консультации с правительствами нефтедобывающих стран».

Последующие события показали, что монополии и впредь не намеревались считаться с мнением нефтедобывающих стран.

В августе 1960 года они вновь снизили справочные цены на нефть Ближнего и Среднего Востока, что для четырех ведущих стран этого района означало потерю за один последующий месяц примерно 90 млн. долл. В целом же за 1959 и 1060 год справочные цены на нефть Ближнего и Среднего Востока были понижены в среднем на 27 ц. на баррель. В результате эти страны ежегодно недосчитывались 400 млн. долл.

Необходимо было в корне менять всю ситуацию на мировом рынке. Именно реальная угроза дальнейшей стабилизации доходов развивающихся стран явилось решающим обстоятельством, склонившим нефтедобывающие страны к созданию специального органа с целью коллективной защиты своих интересов. На конференции, созванной по инициативе иракского правительства в сентябре 1960 года в Багдаде, была образована Организация стран – экспортеров нефти.

Дальнейшая работа ОПЕК будет рассмотрена мной в следующих главах.

В настоящее время в состав ОПЕК входят 11 стран: Алжир (с 1969 г.), Индонезия (с 1962 г.), Ирак (с 1960 г.), Иран (с 1960 г.), Кувейт (с 1960 г.), Ливан (с 1962 г.), Нигерия (с 1971 г.), Катар (с 1961 г.), Саудовская Аравия (с 1960 г.), Объединенные Арабские Эмираты (с 1967 г.) и Венесуэла (с 1960 г.).

Устав ОПЕК, утвержденный в 1961 году, впоследствии неоднократно пересматривался. Согласно Статье 7 Устава, полноправными членами могут быть только члены – учредители и те страны, чьи заявки на прием были одобрены Конференцией. Любая другая страна, экспортирующая сырую нефть в значительных количествах и имеющая интересы в основном совпадающие с интересами стран – членов, может стать полноправным членом при улови, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов – учредителей. Статус полноправного члена не может быть представлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств – членов.

ОПЕК организована странами нефтеэкспортерами для выполнения следующих основных целей и задач:

координация и унификация нефтяной политики стран – членов;

определение наиболее эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты их интересов;

использование необходимых средств и способов обеспечения стабильности цен на мировом рынке нефти;

защита интересов стран – производителей нефти путем обеспечения им устойчивых доходов;

обеспечение эффективного, регулярного и рентабельного снабжения нефтью стран – потребителей;

обеспечение получения справедливых доходов инвесторами от капиталовложений в нефтяную промышленность;

обеспечение охраны окружающей среды;

сотрудничество со странами – нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций, представляющих государства – члены, возглавляемых министрами нефтяной добывающей промышленности или энергетики. Заседания Конференции проводятся два раза в год, в штаб – квартире ОПЕК, находящейся в городе Вене (Австрия). Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Конференция опирается в своей работе на ряд комитетов. Совет управляющих несет ответственность за управление деятельностью ОПЕК и за реализацию решений и резолюций Конференции, подготавливает и представляет доклады и рекомендации на рассмотрение Конференции, руководит работой Секретариата. Высшим должностным лицом Опек является генеральный секретарь. Секретариат имеет в своем составе исследовательский отдел, состоящий из 3 департаментов: департамента энергетических исследований; департамента экономики и финансов; департамента банков данных. Кроме того, в его структуре департамент информации, Агентство новостей ОПЕК (ОПЕКНА); экономическая комиссия ОПЕК, занимающаяся вопросами стабилизации мирового рынка нефти и наблюдением за изменениями в мировой энергетике и представляющая информацию непосредственно Конференции.

Схематично структура ОПЕК изображена на рис. 1.

Конференция Секретариат Совет управляющих

Департамент информации Исследовательский отдел Агентство новостей

Департамент Департамент Департамент

энергетических экономики и банков данных

2.ОПЕК И МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ

Для ослабления конкурентной борьбы и завоевания мирового рынка нефти в 1928 году семь крупнейших нефтяных компаний: “Gulf oil”, “Standard oil”, “Mobil oil”, “Texaco”, “British petroleum”, “Royal Dutch” и “France petrol” образовали картель, который контролировал практически весь мировой рынок нефти (по данным на 1965 год в распоряжении картеля имелось 79 % запасов и 60 % добычи нефти в капиталистическом мире). Основой их господства был контроль над источниками нефти в развивающихся странах в форме владения концессиями. Они не только обеспечивали прибыли монополий, но и гарантировали империалистическим государствам бесперебойное снабжение жидким топливом. Установив низкие цены, картель добился расширения рынков сбыта и переориентации мировой экономики на жидкое топливо.

Поделив между собой рынки сбыта, источники сырья и согласовывая размеры добычи, участники картеля долгое время практически единолично регулировали цены мирового рынка, заставляя следовать за собой других конкурентов. Кроме того, нефтяные корпорации контролировали не только нефтедобычу, но и операции по транспортировки, переработке и сбыту жидкого топлива.

В течение длительного периода до конца 40-х годов XX столетия цены на нефть поддерживались картелем на уровне, соответствовавшем наивысшим мировым издержкам производства – на худших месторождениях США.

Однако после Второй мировой войны начался распад колониальной системы, после чего развивающиеся страны начали борьбу против их империалистической эксплуатации со стороны США и стран Запада. Важной составной частью этой борьбы является движение развивающихся стран за завоевание и упрочение национального суверенитета над своим важнейшим природным богатством.

Борьба данной группы была направлена, в первую очередь, на изменение условий концессиональных соглашений, служивших серьезным тормозом в экономическом развитии нефтедобывающих стран.

Положения об обязательном сокращении площадей концессий стали появляться с середины 50-х годов. Но лишь после образования ОПЕК развивающиеся страны – экспортеры нефтяного топлива пришли к осознанию необходимости, прежде всего, изменить в свою пользу условия иностранных концессий, которые являются основой эксплуатации этих стран.

Первым шагом правительств этих стран стала организация государственных нефтяных компаний. В 1960 г. национальная компания была образована в Кувейте, 1962 г. – в Саудовской Аравии, 1963 г. – в Алжире, 1964 г. – в Ираке. Но нефтяные монополии по-прежнему сохраняли низкие цены на мировом рынке. Тогда руководство нефтедобывающих стран перешло к более решительным действиям. Вначале 70-х гг. были полностью или частично национализированы на возмездной основе добывающие страны и перерабатывающие предприятия иностранных монополий. В январе 1973 г. вступили в силу соглашения Саудовской Аравии, Катара и Кувейта с девятью нефтяными монополиями о том, что в дочерних компаниях, ведущих добычу на их территории государству, будет принадлежать 25 % акций, а через 10 лет – 50 %.

Реальный итог был виден уже в 1974 году, когда в большинстве из нефтеэкспортирующих стран была ликвидирована концессионная система и установлен государственный контроль, хотя и неполный, над нефтедобывающей промышленностью. По данным различных ученых, в середине 1974 г. под контролем государства в странах ОПЕК находилось 59 % всей добываемой в них нефти. Характерно, что в тот период в результате национализации был установлен контроль над 32 % всей добычи и за счет приобретения долевого участия в концессиях – над 26 %.

Добившись значительного роста цены на нефть, развивающиеся страны многократно увеличили свои доходы. За счет были переоснащены действующие и построены новые нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, получили развитие другие сектора экономики.

На мировом рынке нефти стали действовать два крупных центра – Запад и Восток.

Такая структура нефтяного рынка сохранилась и по сей день, однако в результате согласованной политики стран – участниц ОПЕК государства Восточного полушария имеют в настоящее время значительно больший удельный вес на мировом рынке нефти, нежели страны Западного полушария (табл. 2 и 3).

Несмотря на это, ОПЕК не способна справиться с трудностями, которые время от времени все-таки возникают перед ней. На мировом рынке нефти сегодня активную роль играют также такие страны, как: США, Мексика, Россия и другие. ОПЕК вынуждена считаться с этими странами, вести переговоры о сотрудничестве с целью стабилизации цен на нефть.

Так, например, выступая на официальном приеме в Министерстве иностранных дел РФ, генеральный секретарь международного нефтяного картеля Альваро Сильва Кальдерон заявил, что «ОПЕК нуждается в поддержке России в стабилизации рынка нефти». По его словам, «для стабилизации на рынке ОПЕК необходима поддержка со стороны как потребителей нефти, так и ее производителей, в том числе не входящих в международный нефтяной картель». Глава этой организации подчеркнул, что «в качестве наблюдателя в ОПЕК Россия всегда вносила свой вклад в стабилизацию мировых рынков». Данное заявление понятно, потому что Россия в сентябре 2003 года вышла на первое место по добыче «черного золота» среди нефтяных держав мира, подвинув с пьедестала прежнего лидера — Саудовскую Аравию (табл. 1).

Крупнейшие мировые производители нефти 1

Страна

Россия

8,50

Саудовская Аравия

8,47

Иран

3,78

Венесуэла

2,23

ОАЭ

2,22

Нигерия

2,14

Кувейт

2,08

Ирак

1,45

Ливия

1,44

Алжир

1,15

3. РОЛЬ ОПЕК В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

В современных условиях объем промышленного производства в структуре мирового ВВП – 60 %, а промышленной продукции в структуре мировой торговли – 70 %. Из этого видно, что развитие мировой экономики напрямую зависит от развития промышленности. При этом мировая промышленность зависит от нефти, как одного из самых дешевых и распространенных источников энергии на промышленных предприятиях. Нефть также имеет большое хозяйственное значение, от нее зависит работа автомобильного, воздушного, морского и значительной части железнодорожного транспорта. Поэтому можно смело говорить о том, что нефтяной фактор является существенным в поддержании стабильности функционирования мировой экономической системы.

Однако при всей значимости нефтяного фактора не каждая страна, добывающая данный вид сырья, может реально влиять на мировую экономику.

В настоящее время на мировом рынке нефти реальной силой, способной в полном объеме использовать данный фактор, является ОПЕК. Строго регулируя добычу и экспорт нефти, страны ОПЕК обладают действительной возможностью диктовать мировые цены на нефть с учетом в первую очередь своих национальных интересов. Такая возможность является следствием многих факторов.

Во-первых, страны, входящие в ОПЕК, обладают богатейшими запасами нефти, на их долю приходится более трех четвертей всех доказанных мировых запасов (табл. 2).

Во-вторых, на сегодняшний день ОПЕК добывает около 24 млн. баррелей сырой нефти в день, обеспечивая около 40% мирового предложения (табл. 3)

В третьих, себестоимость добычи нефти на месторождениях ОПЕК существенно ниже, чем в других регионах планеты, поэтому ОПЕК может довольно легко изменять уровень добычи нефти как в сторону уменьшения, так и увеличения. По оценкам EIA (Energy Information Administration), без привлечения существенных инвестиций, нефтяной картель может увеличить добычу нефти до 35 млн. барр./сут. При этом вложения в увеличение уровня добычи на 1 барр./сут. составляют всего около 2,8 долл.

Итак, ОПЕК действительно способна влиять на уровень цен на нефть, ее роль в мировой экономике сводится к поддержанию стабильности цен на нефть, уравновешиванию спроса и предложения посредством увеличения или уменьшения добычи нефти.

Однако для более полного понимания ее роли в мировой экономике рассмотрим функционирование картеля в кризисных ситуациях.

В октября 1973 года началась четвертая Арабо-Израильская война. В ответ ОПЕК сначала сократил, а затем и вовсе наложил эмбарго на экспорт нефти союзникам Израиля: США, Голландии, Португалии, Родезии и ЮАР. Эти действия ОПЕК наряду с такими факторами, как подъем в капиталистической экономике, вызвавший резкое повышение спроса на нефть, спекулятивные операции монополий с товарными запасами нефти, усиливавшиеся диспропорции между спросом и предложением – все это неминуемо привело к первому энергетическому кризису, который продолжался пять месяцев вплоть до 18 марта 1974 года, пока действовало эмбарго картеля против США. За это время цены взлетели с 4,5 до 12 долларов за баррель.

Второй кризис, разразившийся в 1979 году, был еще опасней. В Иране произошла революция, а с 1 апреля ОПЕК увеличил цены на 14,5 %. Это привело к тому, что рыночная цена выросла до 14,6 долл. за баррель. С июля картель повысил цены еще на 15 %. Затем последовал захват Ираном западных заложников и разрыв отношений с США. В то же время действия Саудовской Аравии привели к росту цен с 19 до 26 долл. за баррель. В 1980 году ситуацию обострила Ирано-Иракская война. Смесь Saudi Light выросла до 34 долларов за баррель, достигнув своего исторического максимума.

Первый и второй энергетические кризисы показали низкую эффективность деятельности ОПЕК, не отлаженный механизм координации нефтяной политики, входящих в нее стран. В обоих случаях ситуация на рынке развивалась спонтанно, при участии стран – членов ОПЕК, но не под контролем организации, как таковой. ОПЕК не выступала в роли лидера ценоповышательного процесса, а с некоторым запаздыванием следовала за котировками свободного рынка. Но говоря о неспособности или, по крайней мере, слабом воздействии ОПЕК на мировую экономику в период кризисов, следует отметить, ее роль в стабилизации цен на нефть в последующие годы огромна. В период повышения цен общий объем поставок из этих стран оставался практически неизменным. Именно данный аспект затруднял вмешательство ОПЕК в стремительное развитие энергетических кризисов. Но в те моменты – соответственно 1975 г. и с конца 1980 г.,– когда начиналось ощущаться вызванное вздорожанием жидкого топлива сокращение спроса, участники ассоциации нефтеэкспортеров существенно снижали добычу и тем самым устанавливали новый уровень цен.

В течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть, но когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти до 18 млн. барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. ОПЕК заявила об отказе от роли «регулятора» рынка и решила отстаивать более высокую долю на рынке. Страны – участницы ОПЕК резко повысили добычу нефти в своих странах. Однако новая стратегия не принесла ожидаемого успеха: в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза с 27 до 12 долл. за баррель – капиталистический рынок поразил очередной кризис – кризис перепроизводства.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции «Буря в пустыне», завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны, продолжающейся по сей день.

После кризиса в ЮВА 1997г. произошел обвал фондовых рынков по всему миру. Однако ОПЕК не обратил внимание на тревожные симптомы. Более того, на ноябрьской встрече было решено увеличить производство на 10 % — до 27,5 млн. барр./сут. Вся несвоевременность этого шага проявилась в 1998 году, когда рост предложения нефти на фоне сокращения ее потребления в Азии привел к увеличению промышленных запасов нефти и обвалу цен. В течение целого года ОПЕК не мог переломить ситуацию, и это поставило под сомнение само существование картеля. Дважды в марте и июне ОПЕК принимал решение о сокращении производства, однако низкая дисциплина внутри организации существенно подорвала доверие рынка. К декабрю 1998 года цены опустились до 10 долларов за баррель, а промышленные запасы в США достигли 330 млн. баррелей. Лишь в марте 1999 года картель не только принял решение о сокращении добычи, но и сумел его исполнить. Снижение добычи нефти с 25,5 млн барр./сут. до почти 23-х, наряду с восстановлением экономик стран Юго-восточной Азии сделали свое дело. Практически весь год после исторического решения цены на нефть непрерывно росли, причем если в феврале 1999 года Brent стоил около 10 долл. за баррель, то в марте 2000 все 30.

Кризис 1997 года стал последним на сегодняшний момент. Останется ли он последним навсегда неизвестно. Современная ситуация показывает, что ОПЕК как никогда заинтересована в поддержании стабильности на мировом рынке нефти, во-первых потому, что не полностью отошедшие от последнего кризиса экономики некоторых стран не в состоянии будут перенести еще один кризис. Существование не только ОПЕК, но и стран, входящих в нее, зависит от грамотной политики данной организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей курсовой работе я рассмотрел роль ОПЕК в функционировании мировой экономики и пришел к выводу, что ее действия имеют как положительные, так и отрицательные последствия для мировой хозяйства.

Объединившись, страны – нефтеэкспортеры смогли противостоять международному нефтяному картелю, бороться против империалистической эксплуатации со стороны США и стран Запада и в конечном итоге вытеснить картель с мирового рынка нефти, начать самим распоряжаться своим национальным богатством, устанавливая на него «справедливую» цену. Однако, имея реальную силу на мировом нефтяном рынке, ОПЕК не только не смогла предотвратить нефтяные кризисы, но и своими действиями способствовала их нарастанию.

В настоящее время ОПЕК продолжает играть огромную роль в функционировании мирового хозяйства, но, очевидно, что ее роль на международной арене становится с каждым годом все ниже и ниже. Это объясняется многими факторами. Вот основные из них. Во-первых, вследствие того, что уже сегодня ОПЕК не в состоянии самостоятельно справиться с падением цен на нефть, ей приходится искать поддержки со стороны других стран экспортеров нефти, т. е. увеличивается ее зависимость от других стран. Во-вторых, усилившаяся в последнее время рационализация в использовании природных ресурсов и переход к использованию альтернативных источников энергии, ведет к сокращению спроса на нефть. В этих условиях ОПЕК проводит политику сокращения добычи «черного золота». Но, при сокращении добычи нефти в странах – участницах ОПЕК, государства, не входящие в нее, наоборот, стремятся увеличить добычу, постепенно вытесняя ОПЕК с мирового рынка нефти. Так, например, уже в 2003 году Россия стала ведущим государством по добыче нефти, опередив Саудовскую Аравию.

В долгосрочной перспективе (80–100 лет) ОПЕК ждет куда более серьезная проблема: исчерпание природных ресурсов. Экономика большинства стран, входящих в ОПЕК, преимущественно зависит от нефтяного фактора. Большинство доходов эти государства получают от продажи нефти. Поэтому экономики данной группы стран должны быть в срочном порядке диверсифицированы, иначе при полном исчерпании природных богатств возникнет угроза их дальнейшему существованию.

Но крах экономик государств, зависящих более чем на 70% от нефти, произойдет намного раньше, чем фактическое исчерпание природных ресурсов. Объясняется это тем, что уже в скором времени (20–40 лет) нефть перестанет играть роль источника энергии. А в таком случае отпадет необходимость мирового рынка в жидком топливе. Сегодня мир на пороге революционных достижений в области разработки альтернативных источников энергии. Научные работы ведутся российскими, американскими, японскими и другими учеными в различных уголках земного шара. Кто победит покажет время. Искренне надеюсь, что это будет РОССИЯ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андреасян Р. Н. , Казюков А. Д. ОПЕК в мире нефти. – М., 1978

Сейфульмулюков И. А. Страны ОПЕК в развивающемся мире. – М., 1989.

Хлыпалов В. М. Мировая экономика на рубеже XX – XXI вв. – Краснодар, 2003.

Герчикова И. Н. Международные экономические организации. – М., 2000.

ТОП надежности бинарных брокеров:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место! Самый честный брокер бинарных опционов. Гарантия надежности и контроль качества!
    Отличный вариант для начинающих и средне-опытных трейдеров! Бесплатное обучение и демо-счет!
    Получите свой бонус за регистрацию:

Добавить комментарий