Телефон: +7 (921) 9026855         E-mail: 9026855@mail.ru
Главная » Жители » Жители Тярлево » Червяковский Валентин Сергеевич

Червяковский Валентин Сергеевич

19 октября1995 года восстановлен приход церкви Спасо-Преображения Господня в Тярлево.

Валентин Сергеевич Червяковский родился в 1921 году в семье священника в Царском Селе. Из детей была еще старшая сестра Нина, которая после смерти родителей заменила их Валентину.

Потом была жизнь трудная, полная испытаний и скорбей. Об этом поведал сам отец Валентин. В 2002 году вышла в свет автобиографическая книга "Возвращение", на титульном листе которой значится: "Светлой памяти родителей моих и милой сестры моей посвящается". Это не только исповедь человека, лишенного своих прав за то, что отец был священником, это документ трудного времени, повесть очевидца о том, как тогда жили люди.

Хотя на долю героя книги выпало множество тяжких испытаний, у читателя на душе не остается тяжелого осадка, так как настрой автора жизнеутверждающий. Книга написана искренне, автор беспощаден к себе, не пытается себя оправдать и показать лучше, чем он есть. Ярко нарисован образ Протоиерея Сергия, отца. Ум, доброта, честность, внимание к пастве снискали ему всенародную любовь. Впоследствии эти люди, рискуя жизнь, помогали его сыну, Валентину (по книге Савве).

 Отец Сергий родился в деревне Заблудово под Гродно двенадцатым ребенком в семье священника. В 1914 году закончил семинарию, женился и вскоре уехал на фронт полковым священником Муромского полка. Участвовал в сражениях, в одном из боев его контузило, и он очнулся уже в плену. Вернулся из плена в 1918 году. Сначала работал где придется, а потом снова стал священником сначала в Царском Селе в церкви Красного Креста, а затем в Тярлево. В 1937 году расстрелян в Левашовской пустыни, затем в 1956 году посмертно реабилитирован. Прошло много лет, но отец Валентин явственно помнит то место, где обычно в храме стоял и молился его отец. "Это мой храм, я в нем, как дома, - говорит отец Валентин. - Меня не покидает ощущение, что родители рядом".

Духовное образование отец Валентин не смог завершить в силу жизненных обстоятельств, но учился много и успешно, преодолевая голод и неустроенность. Окончил ЛВХПУ им. Мухиной по специальности "скульптура". Защитил диплом в Лесотехнической академии. В ЛИСИ проработал 30 лет на кафедре начертательной геометрии под руководством Кирилла Ивановича Большакова, стал кандидатом наук, доцентом, ученым секретарем специализированного совета по защите докторских диссертаций. А дальше был путь к храму.

Несколько строк об истории храма Преображения Господня. Первоначально он возводился как символ возрождения духовности на Руси. К 300-летию дома Романовых планировалось по всей стране строить такие храмы по образцу Псковско-Новгородской архитектуры. Архитектор храма А. Захаров. Великий князь Константин Константинович выделил участок на окраине парка. Иоанн и Игорь Константиновичи руководили строительством. Августейшие страстотерпцы причислены к лику святых за свою мученическую смерть в шахтах Алапаевска. Сам храм претерпел изменения после передачи его предприятию "Север": была разработана звонница и снесены купола, тогда же церковь была обнесена высоким кирпичным забором.

В 1994 году во главе с отцом Валентином из числа местных жителей была образована инициативная группа, которая занималась проблемой возвращения храма Русской Православной Церкви. Приход был восстановлен 19 октября 1995 года. 3 июля 1998 года распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга церковь была официально передана верующим. Несмотря на это, со стороны администрации филиала объединения "Север" чинились различные препятствия. И только 19 августа 2002 года в день Преображения Господня в храме был отслужен первый молебен. Первая божественная литургия была отслужена на Вербное воскресенье 20 апреля 2003 года. С этих пор храм стал действующим. Хотя предстоит демонтаж чуждого перекрытия в алтарной части и храм в лесах внутри и снаружи, в нем идут службы, и церковь всегда полна народа. Сюда ходят не только местные жители, но и верующие из других мест, в том числе из Санкт-Петербурга. Поскольку отец Валентин служит здесь дьяконом, многие прихожане ходят именно к нему.

Кроме того, людей привлекает замечательная личность настоятеля храма отца Александра. Это высокий человек с приятным голосом и ласковым взглядом. У него всегда найдется время для каждого прихожанина, чтобы выслушать, и добрые слова, чтобы ободрить. А еще он руководит всеми работами, что ведутся для восстановления храма. В результате гармонии этих двух удивительных людей, а также слаженно поющего церковного хора в храме всегда царит особенная, теплая атмосфера, снисходит благодать божия, сюда хочется приходить еще и еще.

Работы по восстановлению церкви ведутся последовательно и качественно. В декабре 2004 года были сделаны полы с подогревом. Этим летом в основном закончена кладка звонницы и установлен шестой, самый большой колокол, изготовленный в Воронеже и подаренный благотворителями. Очень непросто было уладить дело о переносе электрощитовой предприятия, что занимала часть придела.

 Есть задачи посложней. Великий князь Константин КОнстантинович пожаловал для церкви 1 га 200 ар. Сейчас церкви принадлежит лишь земля вблизи ее стен, которой хватает лишь на то, чтобы обойти храм вокруг крестным ходом. Отец Александр говорит: "В церковь нельзя войти по-человечески, то есть с запада на восток. Ворота, через которые можно попасть на территорию храма, выходят на восток. Не говоря уже о том, что ограда вокруг церкви должна быть прозрачной, чтобы вновь отреставрированный красавец-храм был виден отовсюду и радовал глаз. А пока все только слышат чистый и глубокий звук большого колокола".

Храм будет возрождаться и процветать, тому было Божье знамение: образ Спаса Нерукотворного над сводом в церковь считался утраченным. Но в рождественские дни 2005 года выяснилось, что это не так. Неизвестный смельчак (за это тогда могли расстрелять) не сбил фреску, а заштукатурил образ.

Сам отец Валентин относится к себе и своим деяниям критически: "... Но что-то мне удалось. Пытался я добиться открытия Знаменской церкви в г. Пушкине, и вот она открыта, передан отцовский Тярлевский храм Спасо-Преображения православной епархии; сделаю, что смогу для церкви Шуваловского кладбища; немного - для церкви Петра, митрополита Московского..." Это не итог. Отец Валентин ведет активную жизнь, вскоре появится продолжение книги "Возвращение", действие в которой доходит вплоть до наших дней. Книгу можно купить не только в Тярлевской церкви, но и в других храмах Царского Села и Санкт-Петербурга. Книга написана под псевдонимом Валентин Чер (настоящая фамилия - Червяковский).

Всем, кто любит Павловск, небезынтересно будет узнать, что отец Валентин в составе бригады из трех человек под руководством Антона Скварчевского был одним из первых, кто на дымящихся руинах дворца собирал уцелевшие фрагменты убранства для последующей их консервации и использования при восстановлении дворца. Хочется пожелать отцу Валентину здоровья и сил, чтобы он смог завершить задуманное, а планы у него большие.

А мы с вами, дорогие читатели, часто ли делаем дела, которые не будут оплачены, а ради Христа? Задумаемся над этим.

Ольга Гончарова, 2003г.

 

P.S.

         Статья была написана в апреле 2003 года.

На фото: справа от о. Валентина красная завеса, за которой впоследствии будет устроен один из малых престолов. Слева – икона Господа, распятого на кресте, сейчас находится на этом же престоле.

          Что же произошло за эти 12 лет? Отец Валентин пережил 12 операций, во время тринадцатой остановилось сердце. 14 июля 2006 года диакон храма Спасо-Преображения пос. Тярлево преставился к Господу. Похоронен, согласно его завещанию, на прихрамовом кладбище в поселке Поги.

         А его дело продолжает жить благодаря трудам и заботам настоятеля храма, протоиерея Александра Покрамовича. Храм полностью восстановлен и оборудован и внутри, и снаружи, красиво вымощена территория вокруг храма. Рядом с церковью стоит очаровательная бревенчатая избушка, где располагается свечная лавка. Куры павловской породы вместе с голосистым петухом переехали тоже в более комфортабельное бревенчатое жилище. Вместо высокой глухой стены установлена прозрачная металлическая ограда на каменных опорах – чтобы с улицы видеть это белокаменное диво – Храм. Но… только с одной стороны, что выходит на Спортивную улицу. К остальным трем сторонам участка примыкает все то же предприятие, которое переходит из рук в руки и которому никак не удается получить обратно свою законную территорию, подаренную Константином Константиновичем, Великим князем, тогдашним владельцем Павловска.

         Сразу же после смерти о. Валентина был объявлен сбор средств для приобретения самого большого колокола, который будет посвящен его памяти. Вскоре нужная сумма была собрана. 25 октября 2009 г. колокол, изготовленный на московском заводе «ЛИТЭКС», весом 820 кг, был освящен и поднят на колокольню.

         Чтец о. Дионисий, который помогает батюшке в алтаре, в миру является художником. По его эскизам изготовлено два больших креста в честь невинно убиенных в годину гонений за веру православную.

         Один крест установлен снаружи южной стены храма. 30 июня 2014 г. от церкви отошел автобус. Он держал свой путь к Левашовскому мемориальному кладбищу, оттуда был привезен прах в капсуле, которую установили под основание креста. Рядом с крестом закрепили табличку с надписью: Здесь покоится прах с «Левашовской пустоши», где в 1937 – 1938 гг. были расстреляны члены приходского совета церкви Спасо-Преображения в Тярлево.

Настоятель Протоиерей

Сергий Александрович Червяковский

Настоятель Протоиерей

Владимир Александрович Талицкий

Александр Иванович Константинов

Евстафий Алексеевич Филюта

Лавр Федосеевич Федосеев

Михаил Федорович Федин

Аркадий Павлович Даев

Вечная память!

         Другой же крест предназначался для установки на Левашовском мемориальном кладбище, стоит тут же рядом, прислоненный к стене, и ждет разрешения на установку, которую не так-то просто получить.

         Конечно, расстрелянных было больше, но только на семерых удалось найти документальное подтверждение того, что они были расстреляны именно в Левашовской пустоши.

         За несколько месяцев до своей кончины отец Валентин закончил книгу по своей светской специальности, посвященную скульптурным рельефам. Успел получить положительный отзыв от Русского музея, печалился, что нет возможности издать ее.

          В статье, написанной в 2003 г., звучал призыв покупать книгу В. Червяковского «Возвращение», так как нужны были деньги, чтобы издать уже написанное продолжение книги. Вторую часть так и не напечатали, а «Возвращение» было быстро распродано и сейчас является редкостью.

         Обещание, данное умирающей матери, выполнено. Храм восстановлен и стал таким же прекрасным, как в то время, когда в нем служил ее горячо любимый муж.

         Храм Преображения Господня чрезвычайно популярен и любим народом, о нем снимают фильмы, пишут статьи. Это не только памятник, посвященный 300-летию дома Романовых, но и памятник сыновей любви, а также памятник великим трудам по восстановлению храма протоиереем А. Покрамовичем.

 

Диакон Валентин Червяковский*

Валентин Червяковский родился в семье потомственного священника Сергея Александровича Червяковского, служившего в деревне Заблудово под Гродно. Еще в детстве он понял, что значит быть сыном лишенца. Некоторые эпизоды своей школьной жизни описаны им вкниге «Возвращение». Учителя считали, что «нет никакого смысла учить сына нетрудового элемента дальше четвертого класса». Его старшую сестру Нину после окончания ею школы не приняли ни в один институт. Ей удалось подать документы только в торфяной техникум, подправив по подсказке директора техникума анкету.

В ночь на 1 сентября 1937 года о. Сергия арестовали по ложному доносу. Несмотря на все попытки семьи добиться его освобождения, был вынесен приговор — десять лет без права переписки. Закамуфлированный расстрел… Вскоре после ареста мужа мать о. Валентина выслали в Вышний Волочок, где на нервной почве у нее открылся рак. Когда сын приехал к умирающей матери, она попросила,«если случится чудо и не будет больше большевиков, и начнут открывать церкви Божии, чтобы он, в память о них с отцом, обязательно стал священником, служил в отцовской церкви и восстановил ее такой, какой она была при нем».

Война застала Валентина студентом третьего курса Политехнического института. Вместе с дедом, бабушкой, тетей Катей (сестрой матери) и ее мужем он перебрался из Пушкина в Тярлево.  Сестра Нина за четыре дня до прихода немцев на несколько дней уехала в Ленинград. Больше брату и сестре никогда не суждено было увидеться. Нина умерла в Москве сразу после эвакуации из блокадного Ленинграда… 
Страшно и больно читать в книге о. Валентина о том, что пришлось пережить оставшимся членам некогда большой и дружной семьи во время оккупации. Почти сразу после начала войны умер дед. Так же, как и в блокадном Ленинграде, в Тярлево царил голод. Валентин и тетя Катя выбирались в запретную зону на капустные поля, чтобы добыть хоть немного еды. Каждая такая вылазка грозила смертью — поля обстреливались. Они пробовали ходить по окрестностям выменивать продукты, просили милостыню (часто безуспешно). После одного такого похода, возвращаясь в Тярлево, они встретили своих соседей, везущих гроб с телом мужа тети Кати, а в нетопленном доме лежала бабушка. Тярлево объявили запретной зоной — надо уходить. Валентин нашел в Павловске у знакомых пустую комнату. Вскоре умерла и бабушка. Вот, что пишет о. Валентин о событиях тех страшных лет: «Насмотрелся я тогда. На все насмотрелся: и на бездушие, и на несправедливость, и на умирающих с голода, и на убитых и непогребенных, и на повешенных за людоедство. И после войны всего повидать мне хватило. А поэтому в сорок шестом, когда видел милостыню просящих, особенно стариков и детей, всегда делился с ними, чем мог, хотя голодный сам был. Да помянет мне это Господь Бог в трудные минуты жизни моей…»

Двадцатилетний Валентин устроился на работу на Гатчинский вокзал Балтийской железной дороги — ведь нужно было выживать самому и кормить тетю Катю. Однажды его напарник в мастерской рассказал ему об открывшейся Виленской семинарии. Это выглядело как спасение, потому что уже пришла повестка о зачислении Валентина Червяковского в русскую освободительную армию. Валентин с большим трудом добрался до Вильно.
Атмосфера в семинарии была совсем не дружелюбной: почти все учащиеся оказались в ее стенах случайно, зачастую чтобы просто спрятаться от всех бед. Искренность и прямодушие семинариста Валентина Червяковского пришлись не по душе ректору, и его решили отчислить как не разбирающегося в основных положениях веры. К счастью, в семинарии он познакомился с о. Владимиром, который после расспросов об отце Валентина рассказал, что в Варшаве у него, оказывается, есть родственники. Да не кто-нибудь, а митрополит Варшавский и его племянница! И лучший выход для Валентина – связаться с ними и перевестись в Варшаву. Ответ на письма долго не приходил, и тогда в третьем письме Валентин сделал размашистыми каракулями отчаянную приписку красным карандашом. Это сработало, и он получил справку о приеме в Варшавскую семинарию.

14 сентября 1944 года в Варшаву вступили советские войска. Валентин скрывался от уходящих немцев и от бомбежек в подвале митрополичьего дома. Однажды в подвал зашел молодой солдат и спросил:
– Есть здесь кто-либо из Союза?
– Ну, я.
— Пойдем со мной.
Так Валентин оказался в лагере под Варшавой, откуда был перевезен в подмосковный фильтрационный лагерьУсловия были невыносимыми. На первом же допросе в подмосковном лагере следователь-лейтенант, как пишет о. Валентин, «настрочил такого, чего при всем желании для своего лютого врага я не смог бы придумать и за год». К счастью, не все были такими, как тот лейтенант. После долгих месяцев заключения Валентина Червяковского отпустили.

Вернувшись в Ленинград, Валентин попытался восстановиться в Политехническом институте, но ему было отказано. Прописку удалось получить благодаря Анастасии — дочери старосты храма Спасо-Преображения в Тярлево Филюты, расстрелянного вместе с о. Сергием. О том, чтобы закончить семинарию, как хотела умирающая мать, не могло быть и речи: пребывание на оккупированной территории, семинария автокефальной церкви в Варшаве — с такой анкетой в семинарию его бы не взяли.  С детства у Валентина была тяга к рисованию и живописи. Устроившись учеником лепщика в Павловский дворец, Валентин отработал там все лето, а осенью подал документы с подправленной анкетой в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной.Началась учеба и жизнь впроголодь. Валентин подрабатывал два раза в неделю учителем рисования в средней школе, сначала в одной, а потом — сразу в четырех. Наконец, он устроился в спецпоезд реставрировать Московский вокзал. Но диплом защитить не удалось: вскрылись подлинные анкетные данные. Из трех школ пришлось уйти, так как справку об окончании училища предоставить теперь было невозможно. Получить высшее образование все-таки надо, и Валентин, подал документы на заочное отделение Лесотехнической академии
Его расписание включало посещение занятий и дневного, и вечернего, и заочного отделений, а также график сдачи зачетов и экзаменов экстерном. Он спал по пять часов в сутки: в семь утра вставал, в двенадцатом часу ночи возвращался домой после занятий и готовился к очередному экзамену или писал заочные контрольные работы. Своего жилья у него не было, приходилось снимать... 
К весне 1953-го за полтора года такого напряженного труда Валентин стал студентом пятого курса. «Но тут произошло необыкновенное и радостное событие», — пишет о. Валентин: «Слава Богу, умер Сталин»! Теперь можно было защитить диплом в художественном училище. Второй диплом, который уже утратил свою актуальность, Валентин получил спустя четыре года.

Появились высокооплачиваемая работа и собственное жилье. Валентин женился, но семейная жизнь не заладилась. Жена ушла от него, объяснив, что муж с «такой анкетой и биографией» ей не нужен.

Тридцать лет Валентин Сергеевич преподавал в институте, стал кандидатом наук, доцентом кафедры и даже ученым секретарем специализированного совета по защите докторских диссертаций. Но все это время его не оставляла мысль исполнить завет матери. Неуемная энергия и твердость характера помогли ему добиться открытия Знаменской церкви в Царском селе. В середине 90-х годов он создал инициативную группу по возвращению тярлевского храма Спасо-Преображения Православной Церкви, помогал приходам церкви Шуваловского кладбища и церкви Петра, митрополита Московского… 
В 1994 году Валентина Сергеевича рукоположили в диакона, через год он организовал приход храма Спасо-Преображения. А в 1998 году мечта его жизни начала сбываться: храм передали Православной Церкви, в 2003 году начались восстановительные работы. С этих пор о. Валентин был неразлучен с храмом. Несмотря на ухудшающееся здоровье и преклонный возраст, он служил на литургии каждое воскресенье. Он очень беспокоился, что недостаточно потрудился для светлой памяти своих родителей.

Диакон Валентин пережил 12 операций, тринадцатую не перенесло сердце… 14 июля 2006 года закончился земной путь о. Валентина. Похоронили его на маленьком уютном прихрамовом кладбище в поселке Поги. 
Вечная память.


***
Существует православная традиция в память об усопших отливать колокола. Приход храма Спасо-Преображения начал сбор средств на самый большой (800 кг) колокол звонницы в память об о. Валентине.

*(Текст с сайта http://tyarlevo.ru/)