Телефон: +7 (921) 9026855         E-mail: 9026855@mail.ru
Главная » Жители » Ингерманландские финны » Вяйзенен Вячеслав Петрович

Вяйзенен Вячеслав Петрович

Вяйзенен Вячеслав Петрович

Наши читатели могут спросить, почему в книге о жителях Тярлева ведется рассказ об уроженце поселка Глазово. Мы предлагаем вам взглянуть на герб поселка Тярлева. В его правой части, на зеленом фоне, над розой находятся две золотые звезды. Это означает, что нынешний поселок образован из двух, ранее стоявших рядом. В 1960-х годах их объединили, и название «Глазово» исчезло с карт местности, оставшись лишь в памяти долгожителей.

О довоенном поселке вспоминает Ольга Александровна Константинова: «Первый приезд в Тярлево произвел необыкновенное впечатление. …красивые дома с башенками и балкончиками. …чистые улицы. …финки  …несут ягоды или молоко, в белых чепчиках или платочках, опрятные, красивые, вежливые. И почему-то мне казалось, что после Ленинграда я попала в какой-то другой, необыкновенный мир».

Вячеслав Петрович Вяйзенен родился именно в описываемый Ольгой Александровной период, 6 апреля 1937 года. Молодая семья жила на Круговой улице в доме № 55; сохранилась старая фотография отца Вячеслава, Петра Матвеевича Вяйзенена, который чинит крышу этого дома. А старинный синий деревянный дом семейства Вяйзененых стоял напротив Круговой улицы, на противоположной стороне Нововестинской.

Петр Матвеевич Вяйзенен (1907–1973) тоже родился в Глазово. В детстве был первым заводилой и драчуном. Как и другие мальчишки, умел зарабатывать себе на лакомства. В дореволюционное время по расположенному рядом с деревней Павловскому парку гуляли парочки – блистательные военные и разодетые барышни с кружевными зонтиками. Мальчишки бежали в луга и, нарвав полевых цветов, галантно вручали эти букетики барышням. А их кавалерам приходилось расплачиваться за услугу. Петр успевал и родителям по дому помочь, и с друзьями поиграть в казаки-разбойники. Но влюбившись, при виде своей возлюбленной он переставал крепко выражаться и очень смущался. Такое трепетное отношение к жене он пронес через всю жизнь.

Вера Николаевна Киуру (эта фамилия в переводе с финского означает «жаворонок») родилась в Тярлево в 1910 году. Росла без отца, ее воспитывала мать. Со своим будущим женихом она познакомилась в школе, и отвечала ему взаимностью. В ее альбоме – такая была у всех молодых девушек – среди песен и стихов на финском языке любимому Петру посвящены самые сердечные строки.

Чтобы выйти замуж Вера прибавила себе год и стала «совершеннолетней». Большинство финнов из Глазово были прихожанами церкви Святой Марии Магдалины евангелическо-лютеранского прихода Venjoki (Славянка) в деревне Попово (совр. адрес: г. Павловск, ул. Горная, д. 10). В этой церкви и венчались молодые.

У супругов было четверо детей: старший сын Юрий (1929–1942), Вячеслав, Виктор, который умер, едва успев родиться, в концлагере Клоога в 1942 г. и Нина (1947 г. р.).

Петр Матвеевич владел многими рабочими профессиями: столяр, каменщик, печник. Работал водителем пожарной машины в г. Пушкине. Вера Николаевна работала кондуктором на железной дороге, а затем стала домохозяйкой. Хотя она окончила всего 3 класса церковно-приходской школы, она была феноменально начитанной.

В домашнем хозяйстве у них были куры и коза, естественно были сад и огород.

Вячеслава в детский сад не водили, зато частые и долгие прогулки в Павловском парке очень нравились мальчику. Особенно его впечатляли руины Краснодолинного павильона и обломки древних колонн и статуй, разбросанные вокруг.

Когда началась Великая Отечественная война, мальчику было всего 4 года. В ночь с 17 на 18 сентября 1941 года немцы оккупировали Тярлево и Глазово, и жизнь селян сразу изменилась. Немцы стали устанавливать свои порядки, вести интенсивную вырубку Павловского парка, чтобы устраивать там укрепления и окопы; был объявлен комендантский час. Однажды дети, вышедшие в комендантский час, были задержаны, их привели в комендатуру, но там только отругали, дали хлеба и отпустили. Этот хлеб был очень кстати – подступал голод.

Поначалу жители оставались в своих домах, но после расквартирования в поселке вновь прибывших немецких эсесовских частей семью выгнали из дома. Жили в Павловском парке в шалашах и землянках.

Петр Матвеевич был призван служить в действующую армию, а после контузии был направлен в трудармию на строительство Челябинского металлургического завода.

Когда началась война Вера Николаевна отправила старшего сына Юру к родственникам в Ленинград, надеясь, что в большом городе выжить будет легче.

Вместе с некоторыми ленинградскими родственниками Юрий умер от голода 20.02.1942 года. В дневнике тринадцатилетний мальчик писал: «Утром пили чай. В обед тоже пили чай. Вечером пили чай. Очень хочется есть».

В начале зимы 1942 года всех поселян направили в Эстонию в концлагерь Клоога. В их числе была и беременная Вера Николаевна, с Вячеславом, племянницей Валей и одноногим дедом Матвеем. В Клооге ее новорожденный сын умер от болезни, скончался и дед Матвей.

После того, как правительство Финляндии, достигнув договоренности с немецким правительством, репатриировало на свою территорию финнов, обреченных на верную смерть, семья Вяйзененов поселилась на финском хуторе. Мать работала на хозяев, в огороде, поле, саду. Вячеслав пошел в школу в первый класс, а местные мальчишки дразнили его, кричали: «Рюсся, рюсся» и обижали. Но учительница, Каарина Каркконен, опекала мальчика и всегда заступалась за него. Спустя 45 лет Вячеслав Петрович посетил эти места, навестил хозяйку, у которой они жили во время войны, и свою первую учительницу. Пожилая женщина очень обрадовалась этой встрече, воспоминаниям не было конца.

В 1944 году, в соответствии с решением Советского правительства «О возвращении граждан СССР на Родину», семью Вяйзенен вывезли в город Торопец Великолукской области без права возвращаться на места довоенного проживания.

Здесь Вячеслав опять пошел в первый класс. Петр Матвеевич демобилизовался из трудармии, забрал семью и они поехали в город Кохтла-Ярве Эстонской ССР. Там Вячеслав проучился до половины пятого класса, затем семью выслали в Карело-Финскую ССР в поселок Импилахти затем в Питкяранту, где Вячеслав учился с 5 по 10 класс. В школе этого поселка он познакомился со своей будущей невестой Элмой.

Хозяйство семьи росло, Вячеслав научился косить траву, водить трактор и доить коз.

В 1955 году семья Вяйзенен вернулась в Ленинград. Отец со своей дочкой Ниной и супругой вначале устроились в г. Пушкине, затем стали снимать жилье в Ленинграде, позже отцу дадут комнату на Савушкина, 11. Вячеслав жил в Ленинграде у тети и учился в институте механизации сельского хозяйства. Трижды был на целине, два сезона ездил на заработки на геодезическую практику в Воркуту, копил деньги на предстоящую свадьбу.

На последнем курсе института Вячеслав женился на Элме Александровне Перолайнен.

Элма Александровна родилась 18.10.1935 года в деревне Куприяновка (Kippola) Дудергофского прихода.

Через эту деревню проходит построенный в 1870 году инженером Бауэром знаменитый Таицкий водовод, который еще до революции питал чистой ключевой водой все водоемы и каскады Пушкинского и Павловского парков. С устройством в 1904 году нового Орловского напорного водовода (Таицкий шел самотеком), в который вода поступала из Орловских ключей, Таицкий водовод служил лишь для питания прудов. Во время бомбежеквся деревня пряталась в водоводе.

Отец Элмы, Александр Перолайнен, работал на Орловском водоводе механиком.

Позже семья переехала в Тайцы. Когда началась Великая Отечественная, отца не взяли на фронт из-за возраста. Пиролайнены – Александр, его жена Ева и их дочери, 12-летняя Лиля и 7-летняя Элма, – оставались в том же доме, где жили до войны, а через дом располагалась немецкая комендатура. По ней наши войска вели прицельный огонь.

Первый же упавший снаряд убил Александра и Лилю, а Еву Адамовну серьезно ранило вторым снарядом. Собравшись с силами, она успела выпихнуть Элму в окно, чтобы та добежала до ледника и спряталась. После обстрела пришел немецкий доктор и сказал, что рана Евы Адамовны смертельна. К вечеру мать Элмы умерла. Так Элма осталась сиротой.

Воспитывала ее тетушка, Анна Адамовна Ристалева. На самом деле фамилия у этой семьи изначально была финская: Ээрикайнен. Но еще до революции Демидовы всем своим финским крестьянам поменять фамилии на русские.

Анна Адамовна работала в Питкяранте в школе, где преподавала математику и физику. Элма и Вячеслав Вяйзенен были ее учениками.

С ними учился и сын Анны Адамовны, Рудольф Евгеньевич Отачкин, в будущем – один из основателей общества «Инкерин Лиитто». Эта организация была зарегистрирована по его домашнему адресу в 1989 году. Вячеслав Вяйзенен стал активным участником этого общества. В голодные 1990-е годы из Финляндии стала поступать гуманитарная помощь и «Инкерин Лиитто» стала структурой, которая обеспечила ее прием и распределение. Для ингерманландских финнов было организовано социальное обслуживание, курсы финского языка, участие в национальных праздниках. В 1998 году был возобновлен выпуск газеты «Инкери».

 

Надо сказать, что тярлевским родственникам Вячеслава повезло меньше, чем таицким. Элитные места у Павловского парка власти после войны заселяли строго избранными людьми и жестко, в 24 часа, выпроваживали ингерманландских финнов, которые вернулись в родные места. А Тайцы были подальше от Ленинграда и там все было проще. Таицкие родственники взялись за дело дружно. У Элмы Адамовны было две сестры - Айно-Мария и Анна и брат Иван. На счастье уцелели довоенные дома, нашлись свидетели, которые подтвердили, что Ристалевы жили именно в них и удалось отстоять право жить на земле отцов и дедов.

Когда после смерти Сталина в 1953 году вышло разрешение для финнов селиться на родине, в Тярлево все уже было застроено и занято.

 

Впоследствии Элма окончит геодезический техникум и отработает в тресте ГРИИ на улице Зодчего Росси в Ленинграде 33 года.

Вячеслав Петрович и Элма Александровна в 2009 году отметили золотую свадьбу, они счастливы и сейчас.

Вячеслав Петрович более 25 лет работал преподавателем в Ленинградском Ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственном институте. 14 лет был деканом факультета повышения квалификации преподавателей сельскохозяйственных вузов страны. Работал заведующим лабораторией ВНИИТРАНСМАШа. Автор более 30 научных работ. Более 10 лет был лектором Ленинградского обкома партии и Дома научно-технической пропаганды. Был членом методического совета ЦДНТП и Дома политического просвещения.

По выходе на пенсию Вячеслав Петрович стал заниматься общественной работой. Принимал активное участие в художественном становлении хора «Инкере», более 10 лет пел в нем был членом парламента зарубежных финнов Финляндии. С 1990 по 1999 руководил подготовкой и проведением в Туутари главного ингерманландского праздника «Юханнус». В 2002 году был членом оргкомитета по проведению в Тайцах этапа международного чемпионата мира по бросанию сапога – это финская народная игра.

Разъясним правила: играть могут участники любого возраста. Мужчины бросают сапог 43 размера, весом около 1 кг, женщины и молодежь с 11 до 16 лет – 38 размера, весом примерно 700 г, дети – сапог 33 размера, который весит 450 г. Соревнования проводятся на ровной местности в безветрие, территория расчерчена на секторы. Выигрывает тот, кто дальше бросит сапог и не попадет в соседний сектор. Но за кажущейся простотой этой забавы стоят долгие тренировки участников, их серьезная физическая подготовка.

Вячеслав Петрович увлекается фотографией и рисованием. Его графические портреты друзей и близких отличаются характерностью, точной передачей настроения, мастерством исполнения. Работы были представлены на выставках в России и Финляндии.

Он является членом совета общества «Инкерин Лиитто» и с 1997 года – руководителем ингерманландского культурного общества «Инкерин Тупа», которое проводит обширную культурную и гуманитарную работу, имеет деловые и культурные связи с финскими общественными и церковными организациями.

9 августа 2017 года в Гатчине прошла встреча, посвященная международному дню коренных народов мира. В. П. Вяйзенен провел экскурсию по выставке «Ингерманландия: вчера, сегодня, завтра». Показал фотографии членов своей семьи, рассказал о них и о своем детстве.

Вячеслав Петрович узнал, что мы пишем истории семей ингерманландских финнов, родившихся в Тярлево и сообщил, что он был рожден в Глазово. Для нас, конечно, это была большая радость. Вячеслава Петровича в наш музей привезла его дочь Лилия. Мы встретили их в народных костюмах ингерманландских финнов и спели гимн поселку Тярлево.

Вячеслав Петрович очень дружелюбный и добрый человек, даже о своих возрастных недугах он говорил с юмором. Он пообещал, что осенью, на празднике поселка, он выступит с ансамблем, в котором он является и солистом и руководителем «Инкери» – или «Восемь девок один я», как его в шутку называл Вячеслав Петрович. Сейчас Вячеслав Петрович живет со своей женой в Тайцах. У супругов двое детей: сын Юрий (1960 г. р.), химик-технолог и дочь Лилия (1977 г. р.), по профессии ветеринарный врач.